- Михаил Алексеевич, по Москве гуляют разные версии: одни говорят, что главари террористов, захвативших культурный центр на Дубровке, сумели скрыться, другие - что, наоборот, в число террористов записали невинных людей. У следствия есть ясность в деле?
- На сегодняшний день получены заключения практически по всем объектам, а таких экспертиз были десятки: судебно-медицинские и судебно-портретные по террористам, криминалистические по их одежде и документам, судебно-баллистические по 17 автоматам и 20 пистолетам, дактилоскопические по отпечаткам на взрывных устройствах и другие. Из 40 тел террористов установлены 32, восемь пока неопознаны.
- Прежде называлась другая цифра - 41 террорист.
- Один человек оказался не террористом, а расстрелянным ими москвичом. Как удалось установить, 25 октября в центр на Дубровке пришел мужчина в поисках своего сына Романа Влаха. Но террористы приняли его за подставного работника спецслужб и расстреляли. Поиски были трудными, поскольку мужчина жил отдельно от семьи и никто не предполагал, что он окажется на месте трагедии - сына на спектакле не было. Когда мы нашли жену и сына, они опознали его.
- Разве документов не было?
- Проблема в том, что документов было обнаружено значительно больше, чем самих террористов. У некоторых из них имелось по нескольку паспортов и других документов на разные имена, но с одинаковыми фотографиями, часть документов принадлежала заложникам - бандиты их отобрали. По этой причине произошла еще одна ошибка - первоначально в числе подозреваемых оказалась Фатимат Шакова, аспирантка одного из НИИ РАМН, проживающая в Москве. После штурма она попала в больницу, а ее документы остались в зале. В ходе допроса свидетелей выяснилось, что девушка не имела никакого отношения к боевикам, более того, отказалась от их предложения всем мусульманам покинуть зал, оказывала медицинскую помощь заложникам, общалась с доктором Рошалем. После выписки из больницы она была допрошена как свидетель и ей принесены извинения за первоначальную ошибку.
- В захвате участвовали действительно только эти 40 террористов?
- Весь объем следственных действий, допрос более тысячи человек, экспертизы, целью которых было установить, кто из террористов где находился, кто постоянно в зале, а кто периодически появлялся там, другие свидетельства не дают нам оснований считать, что кто-то из боевиков сумел скрыться.
- Но одна из московских газет писала, что "главный террорист "Норд-Оста" все-таки ушел и его даже не ищут.
- Я читал эту статью Хинштейна в "Московском комсомольце". Если бы она появилась двумя-тремя месяцами раньше, мы восприняли бы ее всерьез. Но к моменту публикации было уже точно установлено, что Абу-Бакар, он же Эльмурзаев Руслан Абу-Хасанович мертв, его тело было опознано среди уничтоженных на месте происшествия боевиков, и установление его личности не вызывает у следствия сомнения. Это подтвердил и арестованный в Ингушетии Асланбек Хасханов, который лично знал Абу-Бакара.
- Хасханов тоже участвовал в теракте?
- По его показаниям, он знал о готовящейся крупной акции, но не участвовал в ней. Дело его рук - взрыв у ресторана "Макдоналдс" в Москве и подготовка других терактов. Как показывает Хасханов на следствии, он участвовал в первой и второй чеченских кампаниях в составе бандформирований и еще в 2001 году в с. Старые Атаги получил задание от Басаева через некоего Эдаева провести ряд терактов в Москве. Позднее, когда Эдаев был убит в одном из боестолкновений, поручение подтвердил Хасханову непосредственно сам Шамиль Басаев. Смысл терактов состоял в серии "акций устрашения", завершить которые должна была самая крупная акция боевиков и все это, по мнению Басаева, должно было поставить российское руководство на колени, повторив, очевидно, Хасавюрт 1996 года. Что это за конечная акция, Хасханов точно не знал, но предполагал, что она могла быть связана с захватом Государственной Думы. Ему было поручено возглавить группу и провести в Москве четыре крупных теракта со взрывами в людных местах. В группу помимо него вошли также Аслан Мурдалов, братья Алихан и Ахяд Межиевы, Хампаша Собралиев и Арман Менкиев, все они нынче арестованы. Еще трем членам банды удалось пока скрыться, они объявлены в розыск, им заочно предъявлено обвинение.
- Но взрыв прогремел лишь один...
- К счастью, один и не самый сильный. Террористы приобрели в Москве несколько машин, в августе - сентябре 2002 г. получили взрывные устройства в виде баллонов со взрывчаткой, которую перевезли в гараж на Ленинском проспекте, 95, и начинили ею машины. Какой поражающей силы были взрывные устройства, дает представление взрыв "Таврии" возле "Макдоналдса" на Юго-Западе. СВУ было изготовлено на основе 122-миллиметрового осколочно-фугасного артснаряда, снаряженного взрывчатым веществом бризантного действия в виде тротила весом 3 килограмма, снабженного дополнительными поражающими предметами в виде стальных шариков диаметром 6 миллиметров. Взрыв произошел 19 октября примерно в 13 часов 05 минут, т.е. не в час пик и не в самом оживленном месте города, к тому же здание ресторана разрушено не было. Тем не менее тогда пострадали многие люди, 8 человек были госпитализированы, один из них от полученных ран скончался. Две другие машины были припаркованы: одна рядом с концертным залом им.Чайковского на Триумфальной площади, другая около оживленного перехода метро в центре. Но заложенные в них еще более мощные СВУ не сработали, и террористы отогнали эти машины на автостоянку на Звенигородском шоссе, где они и были обнаружены 16 января 2003 года. Дальнейшие теракты боевики проводить уже не рискнули - в городе был введен усиленный режим работы правоохранительных органов. В ходе подготовки этих терактов Хасханов встречался с Абу-Бакаром, от которого и узнал, что Шамиль Басаев поручил ему подготовку "самой крупной акции" с захватом заложников. Это обстоятельство дает основания для предъявления обвинения Басаеву в организации теракта на Дубровке и названных терактов "устрашающего характера".
- Аслан Масхадов причастен к теракту?
- Имеющиеся в распоряжении следствия факты косвенно дают основания утверждать это. Но у нас ведь нет возможности допросить самих террористов - они мертвы.
- Как известно, у боевиков были сообщники снаружи, одного из них сейчас судят.
- Уголовное дело в отношении Талхигова выделено в отдельное производство, поскольку он жив, тогда как дело в отношении террористов, уничтоженных в ходе освобождения заложников, подлежит прекращению в связи с их смертью. Следствие представило доказательства причастности Талхигова к преступлению, теперь слово за судом.
- Писали, что среди пособников был и один из милиционеров.
- Это не подтвердилось. Милицейский работник, используя свое служебное положение, незаконно оформил регистрацию одной из чеченок, но он не знал об истинной цели ее приезда в Москву и участии в готовящемся теракте. Он будет отвечать лишь за должностное преступление.
- Еще были телефонные звонки террористов...
- Они разговаривали с абонентами за пределами Москвы и даже страны, получали консультации и прямые указания по проведению теракта. Звонили, в частности, на Северный Кавказ, и мы знаем кому, а также в ближневосточные страны. Работа идет в сотрудничестве с правоохранительными органами этих стран, но пока нам не сообщили, что какие-то из разговоров удалось идентифицировать.
- Станете искать других сообщников?
- Да, и особенно главных организаторов этого тяжкого преступления, пока они не предстанут перед правосудием.
|