В редакцию «Stringer» пришел один из видных членов партии «Либеральная Россия», близкий друг покойного Сергея Юшенкова, депутат Госдумы прошлого созыва, новосибирец Аркадий Янковский. В Москву он прилетал на пару дней, чтобы принять участие в «Новом расследовании с Николаем Николаевым», посвященном как раз убийству Юшенкова. Аркадий был разочарован телевизионным расследованием и посчитал, что за кадром остались ключевые вопросы.
Что же скрыто от общественности в отношениях покойного депутата Сергея Юшенкова и политического авантюриста Бориса Березовского, который после гибели Юшенкова силовым приемом отбил «Либеральную Россию» и положил ее в свой актив?
- Аркадий, чья была идея создания «Либеральной России»?
- Сергея Юшенкова. Хотя выйти из СПС в 2000-м году Юшенков решил вместе с Валерием Похмелкиным.
- Почему они решили выйти из СПС? Ведь, судя по всему, дружеские отношения с членами этой партии у Юшенкова оставались до самой смерти?
- Они вышли из фракции из-за идеологических расхождений по Чечне. Был такой момент, когда партия СПС и одноименная фракция в Госдуме поддерживали войну в Чечне, занимая пропутинскую позицию «мочить в сортире». И Сергея, и меня, мягко говоря, смущало то, что Путин был «из органов» и нес в себе всю идеологию КГБ. Следствие по сентябрьским взрывам в Москве и Волгодонске проводилось из рук вон плохо. А Путин в это время уже был премьером и только что оставил пост директора ФСБ. Как политическая фигура он их не так устраивал, как Чубайса, например. А СПС по инициативе руководства партии «лег под Путина». С конца 1999 года и весь 2000-й год Сергей Юшенков был в больших метаниях. В 2000-м году он вышел из СПС. Тогда же вышел и Сергей Адамович Ковалев.
- «Либеральную Россию» в короткий срок постигли две утраты: убили Владимира Головлева и убили Юшенкова. Что такое Юшенков - практически все знают, он из старых демократов. А что такое Головлев?
- В Госдуме прошлого созыва Головлев был очень не заметным человеком. Он тоже состоял в «Демократическом выборе России», а потом в СПС. В «Либеральной России» Головлев оказался, скорее, потому, что искал своего рода политическую крышу. Любой, кто занимался приватизацией, мог получить пулю от своих коллег. Головлев имел проблемы. Есть моменты, когда целесообразнее стать оппозиционером, а не состоять в проправительственной партии, какими были «ДВР» и СПС.
- Когда в «Либеральной России» появился Березовский? И кто его пригласил туда?
- Пригласил Юшенков. Это случилось, когда Березовский сделал громкое заявление антипутинского характера. Это был 2000-й год. Юшенков рассматривал Березовского в первую очередь как спонсора партии. Юшенкова и Березовского, насколько я знаю, свел Владимир Корсунский, главный редактор «Граней Ру». Этот ресурс в Интернете принадлежит как раз Березовскому.
- Ваша роль в «Либеральной России»?
- В 1999 году я проиграл борцу-тяжеловесу Александру Карелину выборы по своему округу в Новосибирске. После выборов меня Сергей Юшенков пригласил войти в новое движение «Либеральная Россия». Я хотел вовлечь туда и Константина Борового, поскольку в свое время был сопредседателем «Партии экономической свободы» Борового. Но Березовский был против. Константин Натанович всегда считал и говорил, что Березовский - опасный человек и лучше держаться от него подальше. Березовский это знал и не хотел никакой оппозиции к себе лично. В партии «Либеральная Россия» мне поручили возглавить сибирское направление. И я создал отделения в Новосибирске, Омске, Хакасии, на Алтае, курирую Кемерово и Томск. Официальный бюджет на партию - около 1 миллиона долларов в год. Проблемы с финансированием возникали постоянно. Березовский не выполнял должным образом свои обещания. До регионов не доходили деньги. Исполком и сопредседатели вынуждены были все время объясняться.
- Головлев давал свои деньги на партию?
- Он закрывал «дыры». Были и еще незначительные спонсоры. Но «Либеральная Россия», на моей памяти, никогда не жила жирно.
- Как Сергей поссорился с Березовским?
- Он поссорился с Березовским, когда узнал о проекте союза с левыми и Прохановым.
- Как осуществился союз Березовского и Проханова?
- Это был полный сюрприз для всей «ЛР». Я первый раз узнал о контакте Березовского с Прохановым от Похмелкина прошлым летом. Похмелкин летал к Березовскому объясняться по поводу неисполнения олигархом своих обязательств. Он увидел, выходя из одной двери особняка Березовского, как из другой выходил Проханов. Контакты с Прохановым до поры до времени секретились, а тут такой пассаж. И вскоре появилось интервью в газете «Завтра».
- Почему это интервью широко пиарили все телеканалы? Ведь согласитесь, это нелогичное поведение федеральных каналов, которые плотно контролируются президентской администрацией?
- У каждого редактора канала есть определенная степень свободы, которая позволяет взять деньги у Березовского и одновременно сделать вид, что угождает президентской администрации. Они рискуют, но за деньги.
- На какой же почве Юшенков и Березовский снова сошлись?
- Сергей выдвинул идею - привлечь к участию в выборах людей демократических убеждений. Их, как он считал, не менее 20%. Кто-то голосует за «Яблоко», кто-то за СПС, кто-то вообще не участвует, потому что не находит в списках своих кандидатов. Пусть они сами сформируют свой список, - так он задумал. Для этой идеи нужны были деньги. И вдруг Юшенков сказал, что Рыбкин нашел деньги. «Спонсорам понравилась эта идея, и они обещают до 5 миллионов долларов. Рыбкин будет возглавлять наблюдательный совет».
- Быстро ли завертелось дело?
- Под это дело был снят особняк. Пошли письма, по 600-700 писем в день. Каждый, кто просто посылал письмо, уже получал деньги. Это была своеобразная пирамида, которая зарабатывала не деньги, а пиар. Она заставляла проявить активность. Первоначальную идею Юшенкова развил Березовский и выработал форму лотереи. Под конец акции должна была сформироваться тройка кандидатов, набравшая большее количество голосов. Дальше - первая десятка. И те, кто угадал всю первую тройку или всю первую десятку или тройку в нужном порядке, получали призовой куш. Полная аналогия с бегами и букмекерской конторой. Это и был идейный вклад Березовского.
Я подчеркивал, что Сергей должен быть главным ньюсмейкером. Похмелкин сказал, что где Рыбкин, там «запах Березовского». А если пойдет «дух Березы», он лично, Похмелкин, будет дистанцироваться и осуждать. Юшенков пытался выправить ситуацию, снизить публичность участия Рыбкина. Но это не удавалось. И он крайне расстраивался.
- Из-за Рыбкина?
- Из-за казенщины, которой сразу же запахло, когда за эту акцию взялись мозолистые руки соратников Березовского. 8 апреля мы ехали к Сергею домой, и Юшенков переживал, что акция пошла не так, как следовало, не по уму, а как делают равнодушные люди, непрофессионалы. Он считал, что происходит дискредитация идеи. Юшенков очень много надежд связывал с этой акцией. Он считал, что сможет активизировать людей демократических убеждений. Однако, как это почти всегда бывает, его отодвинули в сторону. Юшенков акцию не контролировал. Везде, кроме «АиФ», полосные рекламы были сделаны кое-как, потрачены немалые деньги. Неталантливые руки были к этому приложены. Деньги осваивались кем-то под зиц-председательством Рыбкина, но осваивались безграмотно. И Сергей хотел 1 мая прикрыть акцию. До 1 мая были заключены контракты на рекламу с газетами. Убийство Юшенкова аннулировало эту акцию.
- Расскажите о той части активистов «ЛР», которая ушла к Березовскому.
- Я бы этих людей разделил на две части. Во-первых, это те, кто остался с ним после аферы с Прохановым и исключения Березовского из «Либеральной России». У Березовского есть маленькая гостиница в Серебряном бору - там собирались его сторонники. Это все провинциалы, которые возглавляли региональные отделения. Березовский переманивал людей. Кворума на политсовете у Березовского не получалось. Мне, например, предлагали приличные деньги, чтобы способствовать кворуму на политсовете. Я не взял, другие - взяли.
Расколоть «Либеральную Россию» у Березовского получилось. Два десятка отделений он оторвал. Они собирались, у них не хватало одного голоса, они снова звонили, звали к себе, обещали золотые горы. Кому-то он автомобиль купил, кому-то квартиру...Березовский бывает очень убедительным. Если бы ему удалось заполучить телеканал, он наверняка смог бы протащить «ЛР» в Госдуму. Я в этом почти уверен. Недаром его боятся в Кремле. Стиль Березовского - это покупать людей, приватизировать персонал.
Итак, первая часть ушла с Березовским после первого раскола. А остальную часть он увел уже после смерти Юшенкова. Тут за Березовским ушел (в так называемый Центральный Совет) Хамид Дельмаев - правая рука Юшенкова. А это был близкий друг Юшенкова, он с ним учился в военно-политическом училище. До этого он поносил всех раскольников, а тут оказался среди них.
- Значит, Дельмаева тоже купил Березовский?
- Без комментариев.
- Брэнд «ЛР» остался за кем?
- За Похмелкиным. И печать. Хотя Березовский исключил Похмелкина из «ЛР».
- Я заметила, что передача Николаева «Новое расследование» про убийство Юшенкова тоже была сделана под Березовского.
- В первую очередь, чтобы дать слово Березовскому. Передача не содержала никаких убедительных версий убийства. Анализа тоже не было. Из моего выступления, например, вырезали 90%. Я говорил о финансировании партий. В стране господствует теневая экономика. Политический процесс финансируется соответственно. Наша партия не лучше и не хуже других в этом смысле. Все политические процессы финансирует полтора десятка олигархов под приглядом Кремля. Юшенков был несистемный политик. Он пытался вырваться из этих правил. Тут Николаев задает вопрос: «Вас же тоже финансировал лондонский олигарх?» Я ответил: «Березовский тоже несистемный, и этим он опасен Кремлю. И этим был опасен союз Юшенкова с Березовским». А Николаев спросил, по какому принципу вас финансируют, как схема организована? И я сказал, что это не мой вопрос. И показали только эту, ничего не значащую фразу.
- А Березовского вырезали?
- Да, кое-что порезали. Он сказал, что «когда мы в 96-ом оставляли Ельцина, то мы действовали через «ящик», а вы, нынешние, дома взрывали».
- А почему Алеша Юшенков сказал Березовскому, что тот заманил отца в Лондон?
- Насколько я понимаю, Юшенкову Березовский обещал, что даст деньги конфиденциально на проект «Свой кандидат», а сам распиарил себя как спонсора. Это было вопреки договоренности.
- Какие перспективы у «ЛР» сегодня?
- Юшенков пытался создать несистемную партию. Она была привлекательна своей независимостью. Но это не получилось. Все, к чему прикасается Березовский - гибнет. Думаю, что в итоге партия-то выживет, но будет ли она независимой?
- По моим наблюдениям, Юшенков не был независим от Березовского...
- Положа руку на сердце скажу, что это трудно. Сергей метался между положением независимого либерала, но финансируемого Березовским, и положением странствующего проповедника, без денег. Или можно было бы лечь под кого-нибудь из олигархов, но это значило - стать системным, лечь под Кремль.
- А зачем Березовскому эта партия?
- По-видимому, для престижа на Западе. Ему надо показывать, что он не изгнан из либерального сообщества, что он восстановлен в партии. Березовский - игрок, ему нужен образ гонимого оппозиционера, а эта политическая ниша в России по-настоящему не занята. Это шанс. По большому счету, Березовскому не нужен результат на выборах, ему нужен политический скандал. И чем трагичнее судьба партии «Либеральная Россия», тем полезнее ему. Он всегда говорил Похмелкину: «ты миссионер, а я - политик».
|