Напомним, что сейчас в Тольятти идет вялотекущий процесс реформирования отрасли жилищно-коммунального хозяйства. Пишутся учредительные уставы управляющих компаний, подыскиваются начальники новых структур, делится муниципальное имущество. Все это называется реформой, призванной исправить жуткое положение дел в коммуналке. Однако, судя по уже сделанным шагам, это будет реформа не с человеческим, а с административным лицом. Главные цели - конкуренция и высокое качество коммунальных услуг - вряд ли будут достигнуты. Об этом мы писали в статье "Ловкость рук и никакой реформы".
Но если реформа затевается не в интересах населения, то тогда в чьих? Довольно ясное представление об этом могут дать учредительные документы нового муниципального предприятия, которое придет на смену нынешнему департаменту ЖКХ.
Все козыри - в казенном доме
От информированных лиц нам все чаще приходится слышать о том, что нынешнюю реформу делают "под себя" вице-мэр Игорь Орехов, курирующий ЖКХ, и директор департамента ЖКХ Виктор Попов. Два уважаемых чиновника и сейчас являются "властителями дум" в этой востребованной отрасли. И если бы не растущее возмущение населения качеством коммунальных услуг да не потуги на реформу аж в самой Москве, то им было бы не с руки тревожить систему, которая худо-бедно держится на плаву.
Но время диктует свои условия: народ требует перемен, Государственная Дума регулярно рассматривает законопроекты, касающиеся ЖКХ. Значит, на ситуацию нужно реагировать и, пока не поздно, брать ее в свои руки.
Собственно, это и было сделано. Уже появились первые документы, за которыми, как ни скрывай, "торчат уши" Виктора Ивановича и Игоря Васильевича.
Средоточие их интересов заключено в проекте устава нового муниципального казенного предприятия. Читая этот документ, только диву даешься, настолько глобальный характер деятельности предусматривает новая структура. По уставу предприятие может осуществлять коммерческую деятельность в сфере торговли товарами собственного производства, организации платных автостоянок, камер хранения, общественных туалетов, автомоек и кафе, оценивать недвижимость, содействовать развитию кладбищ и полигонов твердых бытовых отходов, заниматься консалтинговой и рекламной деятельностью, строить дома, приобретать акции, облигации и другие ценные бумаги... Каков замах!
В принципе, у нас в стране объявлена свобода предпринимательства: если голова и руки у тебя на месте, валяй, зарабатывай деньги! Но весь фокус в том, чтобы делать это за собственный счет. Новорожденное же предприятие будет содержаться по смете за cчет налогоплательщиков. В таких оранжерейных условиях зарабатывать деньги - дело нехитрое, тут даже не обязательно отличаться умом и сообразительностью Игоря Орехова и Виктора Попова. Но, между прочим, по закону муниципальное казенное предприятие не должно заниматься никакой коммерческой деятельностью. И почему проект устава был одобрен юристами мэрии - не совсем понятно. Впрочем, смелость города берет. И Тольятти тут не исключение.
И своего не отдадут
Но, позвольте, при чем здесь ЖКХ? - может спросить читатель.
Ну, как же. ЖКХ - это все-таки главное направление приложения сил Виктора Попова и его новой организации. В этом болоте такой кулик, как Виктор Попов, уж точно велик. И, опять-таки, его управленческий гений охватывает без преувеличения все, что только может происходить в коммунальном хозяйстве! Цитируем: "Предприятие вправе исполнять функции генерального заказчика по эксплуатации, обслуживанию, проведению капитального и текущего ремонтов муниципальных объектов в сфере энергетики, ЖКХ и связи, осуществлять инжиниринг в отрасли ЖКХ и строительстве, обеспечивать подготовку, организацию и проведение подрядных торгов, конкурсов на размещение муниципального заказа по отрасли энергетики, ЖКХ и связи, заключать от имени учредителя договоры социального найма жилых помещений в домах муниципального жилого фонда, договоры на техническое обслуживание и предоставление коммунальных услуг с собственниками и нанимателями жилых помещений...". И так далее - 43 пункта на трех печатных листах. То есть новое предприятие будет делать буквально все. Ни одна муха не сможет пролететь без его ведома. Игорь Орехов, со своей стороны, будет всю эту деятельность курировать.
По сути, управляющие компании, о создании которых с гордостью говорят чиновники, будут исполнять роль мальчиков на побегушках при монстре с неудобоваримым фирменным названием: МКП г. Тольятти "ДЭ, ЖКХ и С".
Все яйца в одной корзине
Сейчас много говорится о том, что сфера жилищно-коммунального хозяйства неотвратимо движется к коммерциализации. Мол, платить будем по полной программе! Но разве кто-нибудь говорил о том, чтобы функции коммерческого агента брал на себя посредник в лице муниципалитета и учрежденный им административно-производственный монополист? Совсем нет. Напротив, в недавнем интервью газете "Коммерсантъ" председатель комитета Совета Федерации по промышленной политике Валентин Завадников так сказал по поводу реформы ЖКХ: "Нужно разорвать цепочку, когда муниципалитет сам у себя заказывает, сам определяет цену, сам производит и продает. Другими словами, нельзя, чтобы деньги ходили по замкнутому кругу". И понятно, почему нельзя. Потому что при таком подходе совершенно отсутствует контроль потребителей услуг, то есть нас с вами.
Но идеологов местной реформы это, видимо, не смущает. Вице-мэр Игорь Орехов настойчиво проводит мысль о том, что нельзя разрушать старую систему, пока новая система не встанет на ноги. Но ведь даже в природе сложно подняться новым деревьям, когда старые закрывают кронами солнце.
Иными словами, новую жизнь коммунальное хозяйство не начнет до тех пор, пока не будут созданы условия для развития конкуренции среди управляющих компаний, а жители вместо партнеров будут играть роль гонимых просителей.
Ни одна нормальная компания не согласится работать в условиях диктата чиновников и предпринимателей от муниципалитета. Следовательно, на свободном от конкурентов месте очень привольно могут расположиться компании, созданные самими же бывшими и нынешними муниципалами. Не это ли стратегическая цель всех реформенных преобразований?
|