|
«Африка» большая и маленькая
У каждого из нас есть свое маленькое государство. Это его дом, квартира, прочая малокалиберная жилплощадь. И каждому, по большому счету, наплевать на говорящие головы в телевизоре. Мы смирились с тем, что власть - это «большая Африка», в которой он никогда не был и вряд ли когда-нибудь будет. У каждого есть своя, «маленькая», «Африка», в ней он и собирается жить до последнего часа. Но «большой Африке» такая вот независимая диспозиция совсем не нравится.
И придумала «большая Африка» для маленькой большое государственное мозгоплутство со срамным названием, которое публично и произнести-то стыдно: Жы-Кы-Хы, понимаешь, прости, господи...
Заурядный отъем денег
Вот опять: 2003 год - и «родное» ЖКХ снимает с нас новые тарифные «бабки», как кожуру с новогодних мандаринов. Квартплата практически уже ничем не отличается от прожиточного минимума!
«Большая Африка» из отнятых у нас по различным налоговым статьям в бюджет денег решает вообще уже не платить за жилищно-коммунальные услуги. Наши деньги «они решили» больше не платить... Вернее, только 10 процентов наших денег заплатить, а остальные 90 процентов мы должны проплатить еще раз! Сначала мы наполняем бюджет, а потом - кошелек ЖКХ.
Такой вот замечательный финансово-грабительский дубль. Речь идет о постановлении правительства «О программе реформирования и модернизации жилищно-коммунального комплекса РФ на 2002-2010 годы», которые затем продублировал Госсовет УР. И в котором якобы установлены новые стандарты ЖКХ. Ныне заурядный отъем денег у населения называется «реформированием и модернизацией».
К власти накопился только один, но очень большой вопрос: что такое реформирование и модернизация, к примеру, в раздолбанных и засранных «хрущевках»? Кто объяснит? Костин? Наш удмуртский министр ЖКХ Загайнов? Да никто не объяснит. Потому что такое объяснить - это как научить автомобиль без бензина ездить.
А теперь зайдем с другой стороны. Насколько законно такое постановление? Ведь Правительство РФ предписывает (а Госсовет УР утверждает?!) это сделать муниципальной власти, а по Конституции (если она в России еще что-то значит, а?) госорган местному самоуправлению не хозяин. Но фактически все сделано так, что те, кто не соблюдает эти стандарты, не имеет права рассчитывать на получение средств из федерального бюджета (то есть опять же наших денег!), компенсирующих сумм, которые они (будто бы) тратят на субсидирование коммунального хозяйства. Дураку ясно, что такой документ ставит, мягко говоря, в сложное положение как муниципальную власть, так и население.
Балакину не позавидуешь. Выиграть выборы - полдела. Как удержать город на краю финансовой пропасти?
Еще одно государственное лукавство. Согласно закону «Об основах федеральной жилищной политики», высвобождение федерального, регионального и местных бюджетов от груза субсидирования ЖКХ должно было завершиться в 2008 году, но нас подталкивают к тому, чтобы этот шаг был совершен на пять лет раньше! Так что же, спрашивается, выше: закон или постановление правительства? У нас других законов, кроме «бабкоотъемных», быть не может?
Дополнительные «копейки» ни за что?
Следующее лукавство, которое сродни банальному мошенничеству. Вспомним о стандартах ЖКХ. Мы платим не только за то, что нам дают, но и за то, что существует на бумаге. Во-первых, прежде чем установить стандарт на жилищно-коммунальные услуги, необходимо рассчитать на них обоснованные тарифы и разработать механизм обратной связи. Вы думаете, чиновник будет заниматься расчетами и какой-то там обратной связью? Плевать он хотел на это, ему важнее всего, что появился еще один государственный повод драть с нас три тарифные шкуры!
Несколько лет назад Контрольно-ревизионное управление минфина провело проверку издержек, относимых на себестоимость организациями ЖКХ, и выяснилось, что от 20 до 30 процентов таких издержек необоснованны! Правда, КРУ поскромничало. Вернее, ему приказали поскромничать. На самом деле такие «накрутки» достигали 50-70 процентов...
Ну, например, «Водоканал» содержит для своих сотрудников на Черноморском побережье профилакторий, пансионат и базу отдыха. Дело, конечно, хорошее. Правда, если строит и содержит черноморский пансионат «Водоканал» из своей прибыли, а не из себестоимости. То есть мы, открывая кран с водой и затем оплачивая ее стоимость, помимо всего прочего оплачиваем и отдых «водоканальщиков» на лимонных песках Анапы...
Или другой вариант. «Удмуртэнерго» создал специальную организацию, свою стопроцентную «дочку» - «Удмуртэнергосбыт», которому предоставлено право получать от населения коммунальные платежи за электроэнергию и... агентское вознаграждение в виде комиссионных копеек, которые в сумме дают уже миллионы. А по закону никаких дополнительных копеек мы не обязаны платить никому! И тому же сбербанку, который сам себе установил комиссионные вознаграждения в процентах от суммы переводимого платежа за жилищно-коммунальные услуги, что в ситуации непомерно растущих платежей дает сбербанку незаслуженные миллиардные доходы!
Что делать?
Но вот самый «глупый» вопрос: а нужны ли нам вообще все те услуги, которые нам «оказывает» ЖКХ? Вот, к примеру, нормативы услуг по содержанию жилого фонда, на которых не стоит грифа «Секретно», но достать их стоило немалых трудов. Пришлось работать как Рихард Зорге, чтобы заглянуть в «святая святых» ЖКХ. Поражает прежде всего в этих «секретных материалах» методика расчетов стоимости услуг. Она, как и все в нашем ЖКХ, тоже конгениальна.
Например, так называемая «влажная уборка» 100 квадратных метров лестничных маршей со второго этажа по пятый стоит 102 рубля. Из них 22 рубля - зарплата уборщицы, 3 рубля с копейками - моющие средства, а остальные 77 рублей, как вы думаете, на что идут? Ни за что не отгадаете - на... мешковину! По этим «секретным» нормативам, мешковину должны использовать раз 20(!) на каждые сто метров... И так почти в каждом разделе, каждой графе.
Что же делать?
Ясно, что простых решений нет. Но все же! Самое радикальное средство - это нормальная, здоровая конкуренция на поле ЖКХ. Кто кричит на каждом углу о «контроле госорганов и общественности за прозрачностью тарифов ЖКХ», тот как раз этого и не хочет. Хотя контроль, конечно, должен оставаться, но только в тех сферах, где действуют собственные монополии. Два водопровода и две канализации в Ижевске - это, конечно, бред. Но почему государство, муниципальная власть не создали конкуренцию, к примеру, в сфере услуг по вывозу мусора, обслуживанию лифтов, уборке территории?
Не верится, что здесь конкуренция невозможна. Классика рынка в том, что ЖКХ - это большой бизнес. Здесь крутятся огромные и, главное, «живые» деньги. Но какой чиновник захочет отдать эти деньги? Вот в чем вопрос. Никаких услуг - и огромные деньги. Никакой реформы и модернизации еще нет, а тарифы естественных монополий уже повышены только в этом году на 35 процентов! И только после этого председатель Комитета по тарифам УР Олег Белобоков стальным голосом заявляет, что «до конца 2003 года тарифы повышаться не будут».
Появление же всяческих ООО типа «Эверест» и прочих на самом деле рыночный блеф, а не настоящий рынок. Раньше брали деньги и не оказывали за них услуг чиновники, а сегодня это же самое делают фирмы, организованные этими же чиновниками...
«Золотой фильтр» ЖКХ
По оценке специалистов, та часть средств, которую все же ЖКХ действительно отрабатывает, не превышает 50 процентов. К примеру, когда при ремонте подъездов цемент списывался буквально вагонами - на... оштукатуривание лестничных маршей, которые, как правило, сделаны из бетона и не требуют штукатурки вообще! Так «большая Африка» с аппетитом кушает «маленькую».
Если расходы Ижевского ЖКХ в среднем в год составляют 1,5 миллиарда рублей, то 750 миллионов, проходя через фильтр ГЖУ, уходят неизвестно куда. Хотя, почему неизвестно? Деньги ЖКХ сегодня для городской власти - как раз тот самый административный ресурс, который используется на те же выборы, собственные пиар-проекты, на удовлетворение депутатских амбиций и т.д.
А наша «Африка», она совсем маленькая. Ей и нужно от государства совсем немного. Ну, скажем, принять хотя бы нормы потребления услуг. К примеру, 150 киловатт электроэнергии на семью. А все, что выше, пусть оплачивается по двойному тарифу. Это позволит решить сразу несколько задач. Те, кто неэкономно расходует электроэнергию, начнут экономить, и те, у кого есть деньги, будут платить за излишки.
Идея простенькая и со вкусом. Тот же принцип может быть отнесен и к домовладельцам. Почему бы не закрепить норму в 25 квадратных метров за человеком (не за квартирой, а за человеком), а за все остальное брать повышенный тариф? Только в Ижевске (по оперативным данным налоговых служб) сегодня несколько тысяч человек, у кого по нескольку квартир, которые сдаются внаем и приносят немалый доход. Вот и дополнительные средства нашему прожорливому ЖКХ, и возможность защитить бедных, которые у «большой Африки» всегда крайние.
Бедные у нас и бюджет пополняют, и обновляют изрядно поизносившиеся за последние годы фонды естественных монополий. Они же снова остались один на один с горами мусора во дворах, неисправными лифтами, протекающими крышами, разбитыми стеклами в окнах подъездов. А где же государство, ГЖУ, городская власть? «Большая Африка» в упор не видит «маленькую».
|