Алексей Миллер и Герман Греф устроили "итальянскую забастовку". Поручение Михаила Касьянова - представить к 1 мая в правительство различные варианты газовой реформы - они выполнили буквально. Как стало известно Газете, в последний предпраздничный день Минэкономразвития внесло в правительство свои предложения - с наиболее важными «Газпром» не согласен. Судя по всему, в энергетической стратегии России до 2020 года, которую правительство намеревалось рассмотреть 22 мая, «газовой главы» пока не будет.
Годы без осознания
«И раньше трудно было «Газпром» раскачать, ликвидировать, расчленить, - говорил Владимир Путин на февральских торжествах, посвященных 10-летию компании. - Сейчас никакие реорганизации без осознанной позиции государства и «Газпрома» невозможны. Проблема закрыта. Никто не сможет теперь расчленить «Газпром» без осознанной позиции государства».
Осознать свою позицию государство пытается уже не первый год, но до сих пор безуспешно. Последняя «реформаторская атака» на «Газпром» началась в декабре прошлого года. В роли «нападающего» выступил Герман Греф - именно к нему, по мнению газовиков, и относились слова Владимира Путина. Минэкономразвития предложило вывести из «Газпрома» в самостоятельные компании газотранспортную составляющую, подземные хранилища и Центральное производственно-диспетчерское управление. Кроме того, МЭРТ предлагало передать ряд лицензий на разработку месторождений независимым компаниям (прежде всего имелись в виду нефтяники), которые получили бы доступ к газпромовской трубе.
За предложениями Минэкономразвития последовали письма Алексея Миллера в адрес президента с разъяснениями: 'национальное достояние' под угрозой. За письмами - совещания в правительстве. В марте Михаил Касьянов усадил спорщиков за стол переговоров, заставил выслушать друг друга и посоветовал договориться о реформе к 1 мая.
Предполагалось, что стороны внесут несколько согласованных вариантов, но в итоге предложения Минэкономразвития компанию по-прежнему не устраивают. Внес ли свои предложения в правительство сам холдинг, в 'Газпроме' ГАЗЕТЕ объяснить не смогли.
Деньги в трубу
'Газпром' не хочет терять контроль над трубой, а именно это и предлагает ведомство Грефа как одно из главных условий создания конкурентного сектора.
По словам замглавы Минэкономразвития Андрея Шаронова, МЭРТ предлагает создать одну или три компании вместо нынешних 17, которые будут арендовать у 'Газпрома' его транспортные мощности. Это позволит монополии сохранить трубу в своей собственности (ранее МЭРТ настаивало на выделении транспортной составляющей), но обеспечит равный доступ к ней всем желающим и сделает расходы 'Газпрома' более понятными для государства.
'Они содержат кучу колхозов, домов пионеров, непонятной социалки, а затраты вешают на трубу, которую они якобы ремонтируют, - считает собеседник ГАЗЕТЫ в правительстве. - А потом говорят: нам денег не хватает, давайте тарифы повысим'.
Сейчас непрофильные активы 'Газпрома', как заявлял ГАЗЕТЕ начальник департамента по управлению имуществом компании Александр Красненков, оцениваются в 23 млрд. рублей - это сравнимо с ежегодными затратами монополии на их содержание. По словам Красненкова, ежегодные расходы компании на социальные активы составляют около 10 млрд. рублей, а на сельскохозяйственные - порядка 5 млрд. рублей.
Газовики со своей стороны настаивают, что желающие получить доступ к трубе должны скинуться на ее ремонт, - 'Газпром' оценивает его в 8,5 млрд. долларов (250--260 млрд. рублей). Но и это решит проблему доступа лишь отчасти. По словам зампреда правления 'Газпрома' Александра Рязанова, если не строить новые мощности, к 2006 году для независимых производителей места в трубе не найдется (сейчас их доля составляет 5%). А к 2010 году дефицит пропускной способности составит 100 млрд. кубометров (в прошлом году 'Газпром' добыл 530 млрд.кубометров).
Холдинг предлагает решать проблему доступа к системе по объявленному на аукционе объему, по размеру заявок или по готовности принять на себя ряд функций монополии по осуществлению балансовых поставок газа.
'Если 'Газпром' и хочет кого-то пускать в трубу, то лишь после себя, - говорит профессор Высшей школы экономики Евгений Гавриленков. - Это закрывает возможности для развития новых компаний и не способствует развитию конкуренции. Государство должно не защищать 'Газпром', которому большая часть инфраструктуры досталась 'по наследству' с советских времен. Нужно думать, что будет выгодно для экономики. Конкуренция будет выгодна. Для этого придется ущемить интересы 'Газпрома'.
За что боролись
Сколько свободного места есть в трубе 'Газпрома', государство не знало ни при Реме Вяхиреве, ни при Алексее Миллере.
Сам холдинг говорит, что по наиболее загруженному ямальскому направлению 90% мощностей приходится на 'Газпром', 5% - на газ независимых производителей, а остальные 5% необходимы для нормального функционирования системы.
Техническая возможность проверить есть только у Центрального производственно-диспетчерского управления (ЦПДУ), которым управляет 'Газпром'. Минэкономразвития предлагает выделить управление в самостоятельную структуру.
'Газпром' терять контроль над ЦПДУ не хочет, поскольку управление обслуживает не только транспортировку, но и добычу газа компании. Монополист предлагает сохранить все как есть.
Вместе с тем, по мнению Евгения Гавриленкова, выделение ЦПДУ в отдельную структуру было бы шагом вперед к созданию конкурентной среды, даже если труба останется в собственности 'Газпрома'.
Что продавать
Демонополизация добывающей деятельности пока также под вопросом. МЭРТ предлагал 'Газпрому' передать малоэффективные месторождения независимым производителям. Более радикальным решением могло бы стать расформирование добывающей структуры монополии - создание отдельных компаний. Это, по мнению Минэкономразвития, также будет собствовать развитию конкуренции.
Однако «Газпром», который последние два года занимался возвратом контроля над своими месторождениями, уверен, что конкуренция лет через восемь появится сама собой. Независимые производители планируют увеличить свою ежегодную добычу до 120 млрд. кубометров. Кроме того, считают в 'Газпроме', конкуренцию обеспечит среднеазиатский газ - к 2010 году на российском рынке может появиться около 100 млрд. кубометров 'избыточного' газа.
И в компании, и в министерстве говорят, что согласованный вариант реформы не появится раньше 1 июня.
|