|
Как рассказал нам технический директор - главный инженер ЦКБ "Лазурит" Анатолий Иванжин, разработкой гражданских электростанций бюро начало заниматься лишь в 1995-1996 годах по инициативе предприятий Газпрома. Но специалисты ЦКБ были хорошо знакомы с данной тематикой и ранее. Ведь подводные лодки, которые проектировались на "Лазурите", весьма и весьма насыщены энергетическим оборудованием. И все же на настоящий момент построена и прошла технические испытания лишь одна электростанция
"Лазурита" - БГТЭС-9,5, да и та пока не работает, поскольку не полностью укомплектована. Но, по словам Анатолия Иванжина, столь длительные сроки освоения связаны с недостатком финансирования проекта со стороны заказчика - Тюменьтрансгаза. А это обстоятельство сильно влияет на спрос. Хотя интересующихся малыми электростан-циями появляется все больше, все хотят посмотреть оборудование в действии.
Как нам пояснил главный конструктор ЦКБ "Лазурит" Владимир Иноземцев, в качестве привода в разработанных этим предприятием электростанциях используются списанные авиационные двигатели, которые конвертированы их создателями для работы на газе и солярке (может использоваться в качестве резервного топлива). По нормам, принятым в авиации, они не могут эксплуатироваться на крыле после 5 тысяч часов работы, но благодаря модернизации имеют ресурс еще не менее 100 тысяч часов работы (это 15 лет). При желании заказчика станция может быть укомплектована и новым двигателем,
однако стоимость ее при этом возрастет.
Авиадвигатели оказались чрезвычайно удобными для разработчиков благодаря своим малым размерам, высокой мощности,
КПД, а также возможности производства наряду с электрической и тепловой энергии. При электрической мощности в 10 МВт станция БГТЭС-9,5 обеспечивает еще и от 14 до 20 МВт теплоэнергии в зависимости от комплектации. Две такие станции могли бы полностью обеспечить нужды жителей и промышленников такого, к примеру, города, как Семенов, и в тепле, и в электроэнергии. (Кстати, благодаря высоким экологическим характеристикам станции могут устанавливаться и в жилых микрорайонах,
а потому в малых и средних городах их можно разместить наиболее оптимальным способом, с точки зрения использования существующих теплотрасс.) Разумеется, владельцы станции могут укомплектовать ее и таким образом, чтобы получать не горячую воду, а сжатый пар. В любом случае коэффициент использования топлива составит от 70 до 80% - разрабатываемое "Лазуритом" оборудование весьма экономично. Электростанции "Лазурита" имеют блочную конструкцию и доставляются к месту эксплуатации в полной заводской готовности. Но они могут размещаться и в существующих помещениях. Так, в настоящее время "Лазурит" участвует в тендере по разработке электростанции мощностью в 50 МВт для ОАО "Сибур-Нефтехим". Поскольку предприятие имеет необходимое количество свободных площадей, здесь оборудование будет установлено в существующих корпусах, а потому обойдется заказчику дешевле.
Цена же - главное конкурентное преимущество этих станций по сравнению с импортными аналогами. Если зарубежное энергетическое оборудование стоит не менее 500 долларов за кВт установленной мощности, то спроекти-рованное на "Лазурите" - лишь 250-300 долларов за кВт в зависимости от мощности станции.
|