|
Поводом для выражения недоверия Наталье Ивановне Немых, бывшей государственной чиновнице, экс-председателю городского земельного комитета, а ныне начальнику управления мэрии по земельным ресурсам, стали ее непонятные, по мнению депутатов, действия по регистрации земельного участка, отведенного под новое кладбище.
Ситуация действительно странная: кладбище построено законным образом, уже было введено в экс-плуатацию. К этому времени резервы других городских погостов подошли к концу, а на новом вдруг захоронения производить запретили. И все потому, что на пути между усопшими и кладбищем встали два человека: мэр Николай Уткин и начальник управления по земельным ресурсам Наталья Немых.
А ведь начиналось все вполне пристойно.
Достойному городу - достойный погост!
В апреле 2001 года мэр Николай Уткин заключил сделку с ЗАО "Россия" - одним из крупнейших землевладельцев Ставропольского района. "Россия" должна была городу 3456500 рублей. Но стороны договорились, что вместо денег она отдаст землю - 160 гектаров.
На следующий день после этого мэр подписал постановление о проведении конкурса инвестиционных проектов на строительство кладбища площадью 100 га. Конкурс выиграло негосударственное учреждение по оказанию ритуальных услуг "Тольяттинское городское кладбище". Между ТГК и мэрией был заключен инвестиционный договор: ТГК обязалось к осени 2002 года построить кладбище, а мэрия к этому времени должна была уладить все проблемы с земельным участком, оформить его в собственность города.
К ноябрю 2002 года руководство ТГК, как и было указано в договоре, все построило и подготовило к вводу в эксплуатацию первую линию. А вот мэр землю почему-то так и не оформил. Сам Николай Дмитрич, конечно же, ничего и не оформляет. У него для этого начальник управления по земельным ресурсам имеется - Наталья Немых. И все-таки договор получился не исполненным со стороны муниципалитета.
И мэрии срочно понадобились оправдания. В феврале этого года, когда кладбище уже было готово, Николай Дмитрич вдруг приказал директору ТГК Степану Ракицкому прекратить едва начавшиеся захоронения, велел начальнику УВД города Владимиру Супруну проследить, чтобы Ракицкий не хоронил кого-нибудь тайком, а главное - предписал ТГК представить заключение Государственной экологической экспертизы. То, что такая экспертиза уже была проведена буквально год назад, мэра не смутило.
Мэр велел - значит, надо исполнять. Захоронения прекратились, а ТГК получило результаты новой экспертизы, слово в слово повторяющие заключение предыдущей. Экологи второй раз за год подтвердили, что хоронить на этой территории можно.
На этом формальные основания кончились. Однако Уткин своего запрета на захоронения так и не снял - не объясняя причин.
В этом виде директор ТГК и представил ситуацию депутатам город-ской Думы в марте текущего года.
Есть мнение
Надо сказать, что Степан Ракицкий не ошибся адресом: есть сведения, что у одного из высокопоставленных депутатов городской Думы есть в этом проекте какой-то интерес. Во всяком случае, городская Дума начала оказывать ТГК посильную моральную и административную поддержку. В частности, депутаты стали требовать от мэра Уткина и Натальи Немых внятных объяснений: почему те не дают добро на ввод кладбища в эксплуатацию? И, судя по тому, что спикер Думы Александр Дроботов неоднократно называл позицию мэра и начальника управления по земельным ресурсам "совершенно не понятной и ничем не обоснованной", этих объяснений не последовало.
Наряду с этим, от официальных лиц в неофициальных беседах стали звучать некоторые версии, объясняющие происходящее. Версии - одна другой интереснее и, безусловно, заслуживают опубликования, но с одной оговоркой: все это является личными мнениями официальных господ, высказанными на условиях конфиденциальности. Никто ничего не утверждает, все только делятся своими оценками.
Версия первая: волокита с разрешением на начало захоронений вызвана желанием Уткина дать заработать Спецкомбинату. С появлением нового городского кладбища в похоронном бизнесе возникла конкуренция. Баныкинское кладбище давно закрыто, и все ритуальные услуги оказывает Спецкомбинат на кладбище, расположенном в районе ТоАЗа. За то время, что действует запрет мэра на ввод в эксплуатацию ТГК, Спецкомбинат произвел около 1200 захоронений, получая в среднем 4500 рублей на каждое. Итого пять с половиной миллионов рублей.
Версия вторая: мэр лоббирует интересы граверной мастерской Р. С. Ибояна. Лоббизм в данном случае не прикрыт вообще ничем, так как указание Ракицкому разместить на территории кладбища эту мастерскую содержится в официальном протоколе совещания у мэра вместе с распоряжением о приостановке захоронений.
Версия третья: "мало дали". Говорить, что в нашем городе можно что-то построить без взяток, - смешить людей. В данном случае дело пахнет неплохими деньгами, и, естественно, нашлось много желающих получить здесь кусок. Самый простой способ – волокитить вопрос до тех пор, пока руководство кладбища не поймет, что от него требуется.
Но все это версии, а факты таковы: на сегодняшний день земельный участок, отведенный под кладбище, номинально продолжает находиться в собственности у ЗАО "Россия". И тут Николая Дмитрича можно понять: как он может разрешить эксплуатацию кладбища, к которому он номинально не причастен? Земля не его, вложенные средства не его. Есть только договор, согласно которому все формальные вопросы должны были быть сняты к ноябрю 2002 года. Что же делать? Признаваться в собственной рассеянности? Это не в характере нашего мэра. Только и остается, что придумывать все новые поводы для запретов. До тех пор, пока что-нибудь само не изменится.
Не доверяй, но проверяй
Да и когда такое было, чтобы Уткин лично был в чем-то виноват? Никогда! Вопросами земельных отношений заведует конкретный человек - Наталья Ивановна Немых. И именно ей депутаты городской Думы намерены выразить недоверие.
Процедура вынесения недоверия прописана в специальном Положении, принятом депутатами еще в 1998 году. Однако никто не помнит, чтобы оно когда-либо применялось. По крайней мере, для депутатов третьего созыва это будет первое вынесение недоверия.
Недоверие - чисто эмоциональный жест. Никаких юридических последствий оно не несет. Просто мэр должен будет в двухнедельный срок отчитаться о принятых мерах.
Кстати, отчитаться мэр может уже сегодня. На следующий же день после того, как депутаты заговорили о недоверии, Уткин разрешил ТГК производить захоронения на кладбище. Все три стороны - мэрия, ЗАО "Россия" и ТГК - решили немного рискнуть и узаконить существование кладбища на частной территории. Однако с гарантией того, что Уткин все-таки удосужится заставить Немых оформить землю в муниципальную собственность…
Вроде бы все окончилось хорошо. Но ответы на вопросы так и не даны - зачем надо было требовать повторной экологической экспертизы? Зачем надо было тянуть с разрешением еще два месяца после этого? Почему за полтора года и до сих пор земля так и не переведена в муниципальную собственность?
И главное - будут ли депутаты теперь выражать недоверие Наталье Немых, ведь кладбище уже два дня как работает?
Комментарии
Поставить распределение земли под контроль!
Председатель комиссии по градостроительству, экологии и земельным отношениям городской Думы Петр Булгаков:
- Выразив недоверие Наталье Немых, мы выразим озабоченность тем, что происходит сегодня с нашей муниципальной собственностью. Возможно, мы сумеем возродить в городской Думе орган, осуществляющий долю функций земельной комиссии, чтобы поставить под контроль распределение земли.
Мы внимательно изучили ситуацию по кладбищу, видели все документы. ЗАО "Россия" пытается отдать городу его собственность - город отказывается. Частная структура вложила немалые деньги в обустройство кладбища, эти деньги становятся собственностью города - город их не принимает. Получается, что какие-то другие лица захотели построить аналогичное кладбище, вовремя подошли к чиновнику, договорились проволокитить этот проект, а потом "протащить" свой. Я точно не знаю фигурантов и их фамилий. Но когда смотришь на то, что происходит, понимаешь, что все это делается ради интересов какой-то другой структуры. Потому что какого-то другого внятного объяснения в моей голове больше не рождается.
Более совершенное кладбище им не нужно
Директор "Тольяттинского городского кладбища" Степан Ракицкий:
- Я не думаю, что вопрос о вынесении недоверия Наталье Немых связан только с нашим кладбищем. И, кстати, на заседании комиссии прозвучало, что это только один из случаев. Если взять формальную сторону, то, наверное, Наталью Ивановну будет трудно в чем-то упрекнуть. Ведь существует понятие "японская забастовка", когда все начинают работать строго по инструкции и производство сразу встает. Но чиновник такого высокого уровня должен иметь широкий кругозор и нести ответственность за состояние дел в городе вообще. А оказалось, что наших чиновников полностью устраивает тот кладбищенский ритуал, который есть! Более совершенное кладбище им не нужно.
Я выполняла свой долг
Начальник управления мэрии по земельным ресурсам Наталья Немых:
- Наверное, мнение депутатов уважаемо избирателями. В этой комиссии нет ни одного депутата, которого бы я избирала. Защищаться я не собираюсь, потому что глупо защищаться от того, что не совершала. Я, как государственный чиновник, выполнила свой долг, выявила нарушение и оповестила об этом мэра. Сделала то, что от меня требовал закон. А депутаты говорят, что Немых бедных предпринимателей просто прессует!
|