Когда в августе прошлого года "Комсомолка" уличила командование Северного флота в неуклюжей лжи: на затонувший "Курск", по утверждению адмиралов, якобы подавался воздух, а с экипажем подлодки поддерживалась связь "методом перестука", начальник штаба СФ вице-адмирал Михаил Моцак с палубы "Петра Великого" яростно упрекнул нас в отсутствии совести. А свою гневную телевизионную тираду завершил лихим жестом - метнул руку к козырьку и гордо отчеканил: "Честь имею!" Для офицера сказать эти два слова - как поклясться на Библии. Но нам не было стыдно тогда за себя: мы выполняли журналистский долг.
Зато нам очень стыдно сегодня за вице-адмирала Моцака, который в субботнем интервью одной из газет признался: "Мы очень дозированно говорили что-то надуманное, хотя всем было ясно истинное положение дел". По словам Моцака, "уже 15 августа мы обладали полной информацией о реальном состоянии дел на лодке". Напомню, к тому времени лодка уже трое с половиной суток не подавала признаков жизни, а североморские адмиралы продолжали гнать в СМИ "надуманное" - бодрую лицемерную дезу о несуществующих акустических контактах с экипажем. Моцак фактически признался в личной причастности к обману соотечественников. И это действительно делает ему честь: лучше покаяться поздно, чем никогда. Но... Но адмирал и сегодня продолжает вдохновенно разъяснять нам: "У военных основные понятия... это честь... Честь ставится превыше всего... Морской офицер свою честь ставит выше закона". О какой чести вы, товарищ Моцак?..
Вообще ситуация скандальная. Еще не так давно шеф штаба СФ поговаривал о том, что до окончания расследования говорить о причинах катастрофы неэтично. И вдруг разражается пространным интервью, в котором многословно мусолит известную версию о столкновении "Курска" с иностранным судном. Пока можно только догадываться, чем вызван этот ход адмирала: Генеральная и Главная военная прокуратуры при помощи военспецов начинают докапываться до первопричин трагедии, среди которых и негодный контроль за торпедами на погибшей АПЛ, и недопустимо мелководный район Баренцева моря, куда загнали "Курск", и из рук вон плохая организация связи на учениях, из-за чего лодку стали искать аж через 12 часов. За все это отвечает штаб СФ во главе с его начальником.
Моцак сетует, что "тема катастрофы "Курска" была отдана на растерзание СМИ. Хотя их "вина" была лишь в том, что они хотели знать правду. И тогда, в августе 2000 года, и совсем недавно, когда министр обороны РФ Сергей Иванов упрекнул СМИ в "придумывании" версии о расстреле российского самолета украинской ракетой. А ведь сейчас выяснено: высшее военное руководство знало правду о гибели Ту-154 уже в день трагедии. Да что далеко ходить? Еще недавно глава российского военного ведомства утверждал, что не может быть и речи об участии наших военнослужащих в контртеррористической операции в Афганистане. А сегодня мы слышим уже фразы об участии армейцев в "поисково-спасательных операциях". И узнаем о признаниях американцев западным СМИ: "Русские отлично действуют рядом с нами".
Сейчас много говорится о военной реформе. Но она никогда не произойдет в стране, где народ не верит своей армии. Товарищи адмиралы и генералы, вы ведь ее лицо...
А в это время
В Петербурге на Серафимовском кладбище в субботу похоронили одиннадцать подводников с "Курска". Гробы в город приходили в течение нескольких дней, но было решено устроить одни похороны.
На сегодняшний день с начала работ в доке в Рослякове с "Курска" поднято 58 тел. Вместе с подводниками, похороненными в прошлом году, это 70 человек из 118 погибших.
|