В среду на годовом съезде Ассоциации российских банков (АРБ) глава Центробанка Сергей Игнатьев вместо уже привычной для подобных случаев похвалы высказал банкирам серьезные претензии. По данным Центробанка, при помощи 20 российских банков в прошлом году за рубеж было выведено около 5 млрд. долларов. Но как воздействовать на них, Центробанк не знает. Банкиры пообещали ГАЗЕТЕ разобраться с нарушителями и без участия ЦБ.
На ежегодном съезде российских банкиров всегда выступает главный почетный гость - председатель Центробанка. Традиция не была нарушена и в этот раз. Сергей Игнатьев заявил, что считает возможным удержать в 2003 году инфляцию в России в пределах 12% и не допустить при этом укрепления реального эффективного курса рубля более чем на 6%. То есть уложиться в параметры, которые прописаны в основных направлениях денежно-кредитной политики на 2003 год.
Помимо этого Сергей Игнатьев заявил, что 'процесс либерализации валютного регулирования должен быть постепенным и обязательно сопровождаться мерами по укреплению банковской системы'. Правильный подход, по мнению главного банкира, реализован в правительственном варианте законопроекта по валютному регулированию, который предполагает полную отмену существующих сегодня ограничений только с 2007 года. Принятие же более либерального закона, написанного РСПП, чревато большими рисками и в конечном итоге системным банковским кризисом.
Услышать от председателя ЦБ такие обещания банкирам было очень приятно, тем более что они давно высказывают опасения относительно либеральности нового законопроекта о валютном регулировании. Однако уже через несколько минут приятные для банкиров заявления закончились, и глава ЦБ перешел к критике.
«Банк России пришел к выводу, что ряд банков совершает недобросовестные операции по выводу денег за рубеж», - заявил Игнатьев. Обычно это делается под видом оплаты услуг. Скажем, в 2002 году объем только рублевых платежей за маркетинговые услуги, оказанные иностранцами, превысил 5 млрд. долларов в рублевом эквиваленте. При этом, как говорит Игнатьев, по оценкам специалистов, весь рынок таких услуг в России в несколько раз меньше.
По данным председателя ЦБ, часть подобных операций проходит через 20 банков, названия которых, впрочем, не предаются огласке. «Сейчас мы совместно с Минфином готовим предложения, чтобы сделать эти операции невыгодными», - пояснил Игнатьев. Правда, какие именно новации готов предложить ЦБ, Игнатьев не уточнил.
Пока у ЦБ фактически нет механизмов, с помощью которых можно воздействовать на подобного рода нарушителей. По мнению Игнатьева, банковское сообщество также должно быть заинтересовано в прекращении работы банков, участвующих в недобросовестной коммерческой деятельности, - ведь такие банки получают незаслуженные конкурентные преимущества.
Реакция банкиров не заставила себя ждать. Как пояснил ГАЗЕТЕ Евгений Иванов, президент, председатель правления Росбанка, банковское сообщество готово само принять меры по отношению к провинившимся банкам. 'Это пятно на репутации всех банков, и здоровая часть банковского сообщества может осудить такие действия и подвергнуть банки, которые занимаются обналичкой и незаконными операциями, изоляции. Скажем, на них можно закрыть лимиты', -- сказал банкир.
Однако эксперты говорят о том, что простых мер, с помощью которых можно побороть 'серый' бизнес банков, не существует. 'Бороться с этим явлением трудно, я не думаю, что одним интегральным общим инструментом можно с этим справиться. Скорее, сейчас это можно решить с помощью проверок ЦБ. К сожалению, в законодательстве есть тупики, которые не позволяют ответить на вопрос, что делать, если организация, работающая по такой цепочке, прошла и исчезла. Понятно, что с нее взятки гладки, ее просто уже нет', -- пояснил ГАЗЕТЕ Павел Медведев, зампред банковского комитета Госдумы.
Похоже, пока ЦБ действительно собирается бороться с банковскими махинациями при помощи усиленных проверок. Разъясняя заявление своего начальника, первый зампред ЦБ Андрей Козлов сказал, что для борьбы с 'серыми' коммерческими операциями нужно более тщательно анализировать информацию, поступающую от банков в Комитет по финансовому мониторингу (КФМ). Вопрос в том, захотят ли российские финансовые разведчики заниматься еще и распутыванием 'коммерческих махинаций'. Пока, по закону, их обязывают бороться лишь с отмыванием 'грязных денег' и финансированием терроризма.
|