Последствия убийства Сергея Юшенкова продолжали оставаться вчера одной из самых горячих политических тем. При этом общественный резонанс и всеобщее недовольство деятельностью правоохранительных органов достигли такого уровня, что внезапно, словно из рога изобилия, из силовиков посыпались рапорты об успешном раскрытии целого ряда громких заказных убийств - Галины Старовойтовой, генерала Виталия Гамова, губернатора Магаданской области Валентина Цветкова и других.
Но вот что странно: при том, что практически все упомянутые персоны были известными политиками, ни в одной трагедии не фигурирует политическая версия. Мотив убийства Галины Старовойтовой, как утверждает начальник управления информации и общественных связей Генпрокуратуры РФ Леонид Трошин, - "корысть". Смерть генерала Виталия Гамова, как заявляет глава МВД Борис Грызлов, - дело рук уже убитого "авторитета" Якута, обидевшегося на пограничника из-за задержанной шхуны. Даже на повторном суде по делу об убийстве генерала Льва Рохлина (он начался во вторник) - ни слова о политике: только бытовая версия. Что касается убийства Сергея Юшенкова, то заместитель генпрокурора России Владимир Колесников высказался на этот счет однозначно: "Воровать меньше надо, тогда стрелять не будут".
Вчера главным подозреваемым в деле Юшенкова стал 20-летний Артем Стефанов. Как полагает следствие, юноша застрелил депутата за то, что в 1996 году тот добился осуждения его отца Александра Стефанова за полученную от него анонимку. При этом источники в правоохранительных органах прозрачно намекают на то, что и отец, и сын страдают психическими заболеваниями. Однако ответственный секретарь политсовета "Либеральной России" Юлий Нисневич заявил вчера: "Я не очень уверен, что инцидент с Александром Стефановым имеет напрямую отношение к убийству Сергея Юшенкова".
Юлий Нисневич: убийство Юшенкова пытаются вписать в "бытовую" версию
О том, какие события связывали Сергея Юшенкова и Александра Стефанова, "НГ" рассказал их участник, ответственный секретарь политсовета партии "Либеральная Россия" Юлий Нисневич.
- Юлий Анатольевич, что это была за история с осуждением Александра Стефанова по заявлению Сергея Юшенкова?
- Это история 1995 года. Сергею Николаевичу были присланы анонимные письма с угрозами после чеченских событий. Там были угрозы его жизни и жизни его семьи. Эта анонимка сейчас есть в ФСБ. Сергей Николаевич обратился в ФСБ (тогда - ФСК. - "НГ"). ФСБ нашла этого самого Стефанова. Его задержали, посадили в Бутырку и повели следствие. В течение полугода он находился в СИЗО. Они же (ФСК. - "НГ") передали дело в суд. Сергей был на суде. Там этот человек сказал, что он извиняется, был не прав, что это Грачев обозвал Сережу врагом, ну и так далее. Суд признал его виновным, и ему должны были вынести наказание в виде лишения свободы.
- И что было дальше?
- Ну, вы же знаете Сережу. Назовем вещи своими именами. Он сказал: "Да хрен с ним!", договорился с судьями, чтобы Стефанову назначили срок наказания такой, какой он уже отсидел под следствием. То есть - чтобы его выпустили.
- По какой статье был осужден Стефанов?
- Угроза убийством (наказывается лишением свободы на срок до 2 лет. - "НГ"). Но его выпустили. Потом помощники Сергея тех времен вспоминали, что он приходил к Сергею, благодарил его и все такое прочее. Это был период избирательной кампании - осень 1995 года. Он даже потом к ним приходил и просил о трудоустройстве.
- То есть они не расстались врагами?
- Через какое-то время (сейчас уже никто не может вспомнить, но явно не 1997 год, как сейчас сообщают, а может быть, 1996-й) вдруг этот человек вновь объявился, но уже не у Сергея, и стал заявлять, что его незаконно осудили.
- О том, что его незаконно осудили, Стефанов заявил в мае 1997 года в газете "Завтра" в публикации "Отсидел за Юшенкова".
- Может быть. Но это уже к Сергею никакого отношения не имело. Историю, с которой он был непосредственно связан, я вам рассказал. С конца 1995 года со Стефановым никаких контактов больше не было.
- В той публикации говорится, что следователь показал Стефанову заявление председателя ДВР Егора Гайдара на имя министра внутренних дел Виктора Ерина: "Прошу оградить члена моей партии..."
- Я помню, что Сергей тогда очень переживал. Анонимные угрозы семье, в адрес детей - сами понимаете. И мы его уговорили обратиться в правоохранительные органы, чтобы его защитить.
- Как вы расцениваете версию о том, что Сергея Юшенкова застрелил Артем Стефанов в отместку за отца?
- Мне очень трудно давать оценку правоохранительным органам. Просто, видимо, они ищут сейчас любую версию... Ведь они уже давно вбрасывали информацию, что это "бытовое" преступление. Но если рассматривать версию, о которой вы говорите, то, во-первых, это уже не бытовое убийство. А во-вторых, я уверен, что это не мог сделать одиночка. К тому же столько лет прошло. Потом по организации видно, что либо его вели, либо за ним следили.
- Какое впечатление оставил Стефанов-старший в смысле его психического состояния?
- Насколько я понимаю, это был просто озлобленный тип. Не ненормальный, психического отклонения явно не было. Насколько я понимаю, эта озлобленность была спровоцирована знаменитым выступлением Грачева по поводу "гаденыша".
|