На днях появились слухи о том, что в “Яблоке” якобы большие проблемы. Говорили, например: вице-спикер Госдумы Владимир Лукин покинет первую тройку “яблочного” списка... Сегодня комментарий на тему предстоящих выборов и партийных дел нам дал сам Владимир Петрович.
— Как вам кажется, чем нынешняя избирательная кампания будет отличаться от предыдущих?
— Честно говоря, у меня не очень веселые мысли. Буквально на глазах усиливается так называемый административный фактор — а это синоним неприкрытого и мощного давления. Причем действует этот фактор на всех уровнях, сверху донизу, и в этой его многослойности даже есть некий демократизм. Потому что федеральный административный ресурс иногда вступает в противоречие с целями местного административного ресурса, и общий эффект получается неоднозначным.
Я вижу и дальнейшее усиление роли финансового фактора, и постоянное давление криминала, особенно на выборах в одномандатных округах...
— Собирается ли “Яблоко” создавать предвыборный блок с какими-нибудь политическими силами?
— Можно, конечно, блокироваться с различными силами, но еще лучше собраться с силами и взять свое, как в преферансе. Нам нужно активизировать избирателей “Яблока”, а это очень своеобразные люди. Интеллигенты, что не всегда хорошо, ведь когда человек размышляет, он размышляет в том числе и на тему: идти ему на выборы или нет. И не всегда решает идти. Этим людям можно сказать только одно: если вы не придете на выборы, то сильно поможете манипуляциям. Потому что чем больше явка, тем меньше возможностей для подтасовок.
— Вы будете участвовать в выборах в одномандатном округе или по списку?
— И там, и там. Тут главная проблема — есть ли силы для борьбы на два фронта. Я решил баллотироваться и по списку, и по одному из округов в Московской области. Мне нравится ощущать ту материю, с которой политический человек имеет дело, — избиратели, их настроение и мысли. У нас все, кроме Явлинского, решили пойти еще и по округам. Ведь даже если ты не победишь в округе, то, ведя активную кампанию, способствуешь повышению рейтинга своей партии.
— Тут пошли слухи, будто бы ваша фамилия может исчезнуть из первой тройки партийного списка “Яблока”. Так это или нет?
— Никаких драматических ситуаций и трагедий здесь нет. Я не могу вам сейчас ответить, какие фамилии будут в первой тройке “Яблока”, но этого и никто не сможет сделать. Решение о первой тройке у нас принимает съезд, который состоится осенью. Причем “Яблоко” — демократическая партия, что бы там кто ни говорил, и у нас никогда еще не было единодушного голосования, тем более по личным вопросам. Сейчас же идут обсуждения, не более того.
Я вообще не вижу проблемы в том, на каком месте в списке кто находится. Примерно до пятнадцатого места, если партия побеждает, ты проходишь в Думу, и все. Разница только одна — первая тройка должна показать “товар лицом”. Например, на прошлых выборах я выступил с инициативой, чтобы в первой тройке “Яблока” был Сергей Степашин. Если сейчас найдется два человека, которые захотят быть в наших рядах, и будет ясно, что рейтинг партии от этого возрастет, я с большим удовольствием отойду на любое другое место. Но на данном этапе пока этого не просматривается...
|