"Ведомости" уже писали о скандальных результатах проверки финансирования центрального аппарата МПС аудитором Счетной палаты Александром Кушнарем. Вторая часть доклада Счетной палаты, выполненная аудитором Михаилом Бесхмельницыным, касается финансово-хозяйственной деятельности ряда ГУПов отрасли. Полученные данные должны быть сопоставимы с теми, которых правительство ждет от Arthur Andersen к началу 2002 г. , - разве что список нарушений у независимого аудитора должен быть шире. По мнению аналитиков, выявленные СП злоупотребления указывают на необходимость немедленного разделения функций государственного управления и хозяйственной деятельности в МПС.
Михаил Бесхмельницын и его инспектора проверяли те железнодорожные ГУПы, к которым у Счетной палаты были претензии по итогам проверки 1997 г. Судя по результатам нового отчета, работа над ошибками железнодорожникам не удалась.
Так, на Западно-Сибирской железной дороге выявлена масса новых нарушений, в основном связанных с зачетными схемами через созданную ЗСЖД компанию "Трансфин", которая за три года произвела зачетов с железной дорогой почти на 700 млн руб. При этом, по мнению Счетной палаты, "зачеты проводились по многоступенчатой схеме - до шести организаций". В качестве примера аудиторы приводят задолженность ООО "Энергокомплект" в 1 млн руб. , которая погашалась вексельной схемой через "Трансфин", в результате "вексель погашается на 555 000 руб. , а 445 000 руб. не находят отражения в бухгалтерском учете".
Особые нарекания аудиторов вызывают долги экспедиторских компаний "Трансуголь" и "Трансрейл", которые на протяжении 1997 - 1999 гг. получали 10 - 15% -ные скидки с тарифов под обязательство 100% -ной предоплаты и соблюдения объема ежемесячных перевозок кузбасского угля. Однако график объема перевозок периодически срывался, а "Трансрейл" далеко не все платил живыми деньгами: в 1997 г. - всего 21,3% , в 1998 г. - 40,4% , в 1999 г. - 34,6%.
А компания "Трансуголь" и вовсе постоянно имела задолженность перед Западно-Сибирской дорогой в 2 - 3 млн руб. , "таким образом, не выполнялись условия обязательной предоплаты при перевозке грузов", делает вывод Михаил Бесхмельницын. Кроме того, "Трансуголь" перевозил по льготным тарифам гораздо большее количество грузов, чем ему разрешали. В результате "только в рамках исполнения соглашения от 30. 12. 98 N 177д МПС недополучило дохода на сумму $24,7 млн". В целом же, считают аудиторы, если бы "Трансуголь" не получал скидок вовсе, доход МПС за один только 1999 г. возрос бы на $25,7 млн. Кроме того, компания "Трансуголь" постоянно продавала полученные от МПС льготные тарифы компаниям RW-Logistik (Ирландия) и Coalservice (Англия).
Пресс-секретарь Западно-Сибирской железной дороги Любовь Гонтарева не считает, что Счетной палате удалось выявить что-то сенсационное. "Наши экспедиторы С "Трансрейл" и "Трансуголь" - действительно были должны дороге, но не за перевозку, а по уплате НДС. Пришлось применять зачеты. "Трансуголь" сейчас задолженности не имеет, а у "Трансрейла" осталось 3 млн руб. из 100 млн руб. в 1998 г. ", - заявила она "Ведомостям". В МПС отказались давать какие бы то ни было комментарии.
Большой список претензий Счетная палата выдвинула и другому ГУПу - Октябрьской железной дороге, которая в 1999 г. , например, "за счет средств нераспределенной прибыли безвозмездно передала Северо-Западному управлению внутренних дел на транспорте автомобиль BMW-528 на сумму 1 млн 228 000 руб. " (примерно $38 800).
Однако Октябрьская дорога дарит автомобили не только милиции. Четыре машины Mazda-2200 на сумму 4,3 млн руб. были переданы Ленинградскому областному фонду медицинского страхования.
Некоему ЗАО "Профи-СПб" Октябрьская дорога предоставила тариф на 18,4 млн руб. под обязательство поставить электропоезд, который поставлен не был. Кроме того, Счетная палата поставила точку в споре МАПа и МПС о том, проводился ли Октябрьской дорогой тендер по выбору генерального подрядчика на реконструкцию дороги Санкт-Петербург - Москва. Оказалось, что Балтийская строительная компания была назначена без всякого тендера.
Это далеко не единственная претензия аудиторов к деятельности БСК, которая имеет по генеральному соглашению строительства скоростной магистрали Санкт-Петербург - Москва норму прибыли 18% при средней по строительному рынку ставке 8%. В результате БСК в 1999 г. заработала 307 500 "лишних" рублей. На Октябрьской дороге и в БСК наотрез отказываются от комментариев, однако начальник отдела комплексной реконструкции магистралей МПС Алексей Магражданов заявил "Ведомостям" следующее: "Я не знаю, какая там на строительном рынке принята норма прибыли, знаю только, что в Счетной палате работают странные люди. Я им много раз объяснял, что строительство магистрали началось в 1996 г. - задолго до выхода указа об обязательных тендерах".
Аудиторы имеют претензии к дирекции оздоровительных учреждений МПС, которая за счет средств капитальных вложений тоже приобретала столь любимые железнодорожниками импортные автомобили, преимущественно японские. В 1999 г. эта сумма составила 132,7 млн руб.
Кроме того, аудиторы указывают руководству МПС на беспорядок в тратах по инвестиционной программе: "Финансирование капвложений особо важных строек составило 115,8% , при этом на реконструкцию магистрали Санкт-Петербург - Москва было выделено средств в два раза больше намеченного. В то же время отдельные объекты по обустройству пограничных переходов были профинансированы от 4,4% до 75,8%. Расходы на приобретение подвижного состава: электровозы - 14,4% , тепловозы - 20,2% , грузовые вагоны - 59,9% , пассажирские вагоны (новые) - 44,7% ".
Аналитики убеждены, что данные Счетной палаты говорят о необходимости немедленного реформирования МПС. "Ничего сенсационного Счетная палата не выявила. Понятно, что все эти недостатки - прямое следствие от совмещения в МПС хозяйственных и управленческих функций. Ну не должны чиновники заниматься бизнесом, они должны получать государственную зарплату. И в этом виновато правительство, которое тянуло с реформой МПС", - говорит Михаил Хазин, директор по стратегическому планированию "Современных бизнес-технологий" - консалтинговой компании, которая принимала участие в разработке реформы МПС.
|