В марте 1998-го и.о. премьера С. Кириенко подписал распоряжение о передаче Грузии объектов недвижимости российских военных баз, находящихся на грузинской территории. Соответствующий документ № 405-р был подписан Сергеем Владиленовичем 28 марта 1998 года - как раз накануне решения судьбы нового премьера в Госдуме.
Договор между Российской Федерацией и Республикой Грузия о российских военных базах на территории Грузии был подписан 15 сентября 1995 года, однако не был ратифицирован: согласно нормам международного права, такой договор вступает в силу в день обмена ратификационными грамотами. Такой процедуры не состоялось. Следовательно, подписанный российской и грузинской сторонами документ юридической силы не имел. А значит, и подписанное Кириенко правительственное распоряжение № 405-р являлось незаконным?
Сразу после выхода такого распоряжения нового и.о. премьера депутаты Госдумы забили тревогу. 8 апреля 1998 года парламентарии приняли постановление № 2364-11 "О незаконных действиях исполняющего обязанности председателя правительства РФ С.В. Кириенко по передаче Грузии объектов недвижимости российских военных баз". В пункте 2 этого малоизвестного постановления Госдумы содержалась просьба парламентариев к Генеральной прокуратуре РФ возбудить уголовное дело по факту незаконной передачи иностранному государству российских военных объектов стоимостью сотни миллионов долларов. В случае возбуждения такого дела главным его фигурантом становится сам и.о. премьера Кириенко. О том, что инициированное депутатами уголовное дело имело все перспективы стать самым громким скандалом того памятного для России года, говорит и соответствующее обращение тогдашнего главного военного прокурора Юрия Демина к председателю Госдумы Геннадию Селезневу. В этом документе содержится просьба направить в ГВП копии документов, послуживших основанием для принятия думского постановления.
Какие силы были задействованы на самом высоком уровне российского политического Олимпа для спасения молодого и.о. премьера, остается только догадываться. Скандальное распоряжение правительства РФ № 405-р было в срочном порядке отменено, что красноречивее всего указывает на признание незаконности действий Кириенко, подпадающих под действие статьи Уголовного кодекса. Об этом громком скандале впоследствии предпочли не вспоминать ни парламентарии, ни, конечно же, сам премьер. Не было дано оценки и этому скандальному документу. А потому до сих пор остается тайной, что же стояло за принятием столь странного распоряжения Сергея Владиленовича: то ли грубая техническая ошибка, которая указывает на низкий профессиональный уровень "менеджера самой высокой квалификации", то ли злой умысел в угоду влиятельному лобби в России либо интересам определенных кругов в Минобороны РФ.
Пройди это распоряжение Кириенко незамеченным, и его последствия для России могли быть самыми тяжелыми. Нарушение сложившегося баланса могло бы привести к обострению обстановки во всем регионе, признанном одним из самых сложных в этнополитическом плане. Естественно, такого "подарка" от России, который готовил премьер Кириенко, ждали многие влиятельные лоббисты. Для местных милитаристов отказ России в одностороннем порядке от военных баз означал возможность решить внутренние проблемы с Абхазией с помощью силы. А социальный аспект вопроса прост: распоряжение № 405-р, вступи оно в силу, означало неизбежный поток беженцев в Россию, который наверняка последовал бы за неминуемым всплеском насилия в этом регионе. Плюс потеря мощной инфраструктуры и имущества военных баз обернулась бы огромными материальными потерями для России.
За три года Россия сумела более основательно провести "эвакуацию" своего военного имущества из Грузии, хотя конфликты последних недель общеизвестны.
|