Катарский спутниковый телеканал "Аль-Джазира" везде чужой. Его не любят власти ни в западных, ни в арабских странах. Между тем число зрителей канала стремительно растет. По мнению генерального директора телекомпании Мохаммеда Джассима Аль Али, у спутниковых каналов две возможности: удовлетворять интересы либо правительства, либо зрителя. "Сейчас нужны каналы, отражающие интересы зрителей, их умонастроение; их [зрителей] нужно уважать. Этим и занимается "Аль-Джазира", - говорил он еще в 1999 г. лондонской газете Al Hayat.
На Западе "Аль-Джазира" приобрела широкую известность в 2001 г. , когда после терактов 11 сентября в США продемонстрировала записи с главным подозреваемым в их организации - Усамой бен Ладеном. Но считать, что своей популярностью она обязана именно этим сюжетам, было бы преувеличением - точно так же, как и для CNN война в Персидском заливе была не единственным фактором успеха на международном рынке. Более шести лет назад при поддержке катарских властей Аль Али начал строить телекомпанию, которая представляла бы события с точки зрения жителей арабского мира. И когда в начале нового века внимание всего мира оказалось приковано к Ближнему Востоку, "Аль-Джазира" уже была во всеоружии.
"Арабская CNN" - так нередко называют "Аль-Джазиру" - начала свою деятельность 1 ноября 1996 г. , получив от катарского правителя шейха Хамада бен Халифы Аль Тани грант на пятилетний срок. Поначалу она вещала шесть часов в сутки - на арабские и европейские страны. В феврале 1999 г. "Аль-Джазира" стала первым в арабском мире круглосуточным новостным каналом. К 2000 г. вещательная сеть "Аль-Джазиры" уже распространилась на Австралию, США, Латинскую Америку и Дальний Восток.
В определенной степени превращению "Аль-Джазиры" в канал мирового уровня способствовало обострение событий на Ближнем Востоке. К тому времени Аль Али сформировал в регионе разветвленную корреспондентскую сеть и обеспечил технологическую базу. А сотрудничество с ведущими западными телекомпаниями позволило гендиректору "Аль-Джазиры" вывести свои эксклюзивные репортажи на экраны западной аудитории. "В 1998 г. , когда "Аль-Джазира" завязала отношения с международными каналами, она была единственной телекомпанией, поставлявшей эксклюзивные материалы из Багдада в течение двух недель [когда американские и британские самолеты бомбили Ирак в рамках операции "Лис пустыни"]" - так Аль Али описывал выход своей телекомпании на мировой рынок в интервью одному из ведущих арабских издательств, Information & Technology Publishing. Происходящее в контролируемом талибами Афганистане не особо интересовало западных зрителей, но было интересно для арабских. Поэтому в конце 1990-х гг. "Аль-Джазира" создала там собственное бюро. "В Афганистане наше присутствие возникло не в одночасье. Еще до событий 11 сентября мы передавали из Афганистана всевозможные новости, например о свадьбе сына бен Ладена", - говорит Аль Али. "Аль-Джазира" вела подробный репортаж об уничтожении талибами статуй Будды, а осенью 2001 г. - о войне против талибов. Эксклюзивные контакты в Афганистане позволили "Аль-Джазире" продемонстрировать миру свой хит - пленки с записью бен Ладена.
Аль Али высоко оценивает роль своей компании как независимого источника новостей, снабжающего объективной информацией арабских зрителей. "Для новостей, показываемых в США или Великобритании, характерен свой угол зрения, у нас он свой, - поясняет Аль Али. - Они обращаются к англоязычной аудитории, а мы - к арабоязычной. Кроме того, для западных корреспондентов новости из арабского мира носят характер посторонних событий, а для нас все это более серьезно и значимо". Деятельность "Аль-Джазиры" не раз вызывала резкую критику как в западных странах, так и в арабских. На прошлой неделе власти Ирака наложили запрет на работу одного из корреспондентов телеканала и потребовали от другого покинуть страну. Ранее Иордания и Кувейт закрыли ее корпункты, Саудовская Аравия не разрешила его открыть. Некоторым арабским лидерам не нравится, что канал рассказывает об их связях с США. Они заявляют, что правительство Катара с помощью станции отводит подобные подозрения от себя. Действительно, критики в адрес катарских властей от "Аль-Джазиры" не слышно, хотя в Катаре находится база Центрального командования войск США в Персидском заливе. Тем не менее "Аль-Джазире", похоже, посчастливилось обосноваться в стране, власти которой лояльно относятся к журналистам. "Шейх бен Халифа поддерживает идею свободы слова, свободы и независимости СМИ в свете глобальной информатизации и развития новых технологий, - говорит Аль Али. - Монополия на информацию становится невозможной, особенно при наличии спутниковой связи и Интернета".
На Западе "Аль-Джазиру" резко критиковали за кадры с бен Ладеном и недавно, когда канал показал американских и британских солдат, захваченных в плен в Ираке. После демонстрации заявлений бен Ладена госсекретарь США Колин Пауэлл во время визита в Катар в октябре 2001 г. даже попросил шейха Хамада бен Халифу оказать давление на "Аль-Джазиру", уделяющую "чрезмерное внимание безответственным выступлениям". В связи с этим директор Международного института прессы Йоханн Фритц написал Пауэллу письмо, указав министру на двойной подход и отметив, что в докладе Госдепа от 2000 г. о правах человека говорится, что "Аль-Джазира" работает свободно". Аль Али заявил тогда, что редакционная политика телекомпании не изменится и что она предоставляет эфир всем сторонам.
Сформировать профессиональную команду Аль Али смог, в частности, пригласив в "Аль-Джазиру" арабских корреспондентов ВВС. Он и позиционирует свою компанию как конкурента ведущих мировых телеканалов. "Сегодня мы можем на равных конкурировать с ведущими мировыми телекомпаниями, например CNN и BBC, - с гордостью констатирует Аль Али. - Без преувеличения можно сказать, что по крайней мере в арабском мире никто не сравнится с нами по уровню профессионализма".
Западные журналисты тоже признают достижения арабских коллег. Когда в конце марта Нью-Йоркская фондовая биржа отозвала аккредитацию у двух корреспондентов "Аль-Джазиры", газета The New York Times назвала это решение "странным, если не глупым" - особенно учитывая тот факт, что телекомпания работает на аудиторию в 35 млн человек, в числе которых самые богатые инвесторы мира. "Материалы "Аль-Джазиры" отличаются смелостью, они зачастую носят противоречивый характер, но нельзя отрицать тот факт, что это единственная неподцензурная телекомпания в арабском мире и что ее деятельность - настоящая журналистика", - говорилось в статье The New York Times. А правозащитная организация Index on Censorship ( "Индекс цензуры") в марте присудила телеканалу ежегодный приз "Свобода слова".
С начала войны в Ираке число подписчиков англоязычного телеканала "Аль-Джазиры" в Европе удвоилось, что свидетельствует о растущей потребности телезрителей в альтернативе западным новостным каналам. В конце марта компания открыла англоязычный сайт; правда, он тут же был атакован хакерами, и некоторое время посетители сайта попадали на страницу с американским флагом. Несмотря на то что доступ на сайт был разблокирован лишь на днях, в первую неделю войны в поисковых запросах на веб-портале Lycos чаще всего стояло слово Al-Jazeera, на него же пришелся и наибольший рост запросов в поисковой системе Google.
На блокировку сайта телекомпания Аль Али отреагировала оперативно, развернув службу по доставке фронтовых новостей на мобильные телефоны. Служба доступна в 130 странах, а новости передаются в текстовом формате на английском и арабском языках.
Ссылки по теме:
"Аль-Джазира"
|