По информации западных СМИ, в субботу и воскресенье руководство антииракской коалиции предпринимало меры, направленные на усиление армейских подразделений на юге и в центральной части Ирака и подготовке к открытию второго фронта на севере страны. Одновременно транслировался поток противоречивых заявлений представителей военного руководства США относительно планов в отношении Багдада, который то решали взять в блокаду, то штурмовать не то "прямо сейчас", не то через "несколько недель". Итогом сомнений стал наиболее сильный с начала войны ракетный обстрел иракской столицы в ночь на понедельник, 31 марта. Все это стало следствием острого политического кризиса, разразившегося в высших сферах США из-за череды неудач, которые привели к затягиванию хода операции.
Если верить западным СМИ, военные элиты крайне недовольны тем, как осуществлялась подготовка к операции, а также волюнтаризмом, продемонстрированным главой Пентагона Дональдом Рамсфельдом при принятии решения о начале вторжения. По некоторым сведениям, руководство коалиции и лично глава союзного командования Томми Фрэнкс настаивали на значительном увеличении численности военной группировки. Однако еще до начала военных действий Рамсфельд по меньшей мере шесть раз отказывал генералам. Кроме того, глава Пентагона пренебрег мнением Томми Фрэнкса, который считал, что начинать операцию нельзя до тех пор, пока американские подразделения, не получившие разрешения на дислокацию в Турции, не будут переброшены в Кувейт.
Еще одна группа претензий военных касается работы аналитических и разведывательных подразделений Пентагона, которые совершенно неадекватно информировали армию о ситуации в руководстве Ирака и настроениях, царящих среди населения. Следствием этого, по мнению армейских генералов, стали бессмысленные жертвы среди военнослужащих и тактические просчеты в ходе планирования боевых действий. Кроме того, военные отметили неудовлетворительное материальное обеспечение операции, что привело к тому, что уже на одиннадцатый день с этим возникли проблемы.
Все это позволило руководству операции поставить перед Вашингтоном вопрос о приостановке военных действий до прибытия подкрепления и получения дополнительных ресурсов, необходимых для интенсификации хода операции. Это время предполагалось использовать для перегруппировки растянутых по центральным районам Ирака подразделений союзников и укрепления группировки, высадившейся на севере страны.
Однако, судя по воскресному интервью, данному Дональдом Рамсфельдом выполняющему роль рупора республиканцев телеканалу Fox News, ни одно из требований военных удовлетворено не было. Комментируя ситуацию в Ираке, Рамсфелд подчеркнуто бодро заявил, что "существующий план операции хорош", "он сработает, и мы победим". Более того, глава Пентагона назвал реализуемый план операции "стратегией Фрэнкса" и подчеркнул, что командующий операцией в Ираке получил все, что запросил у Пентагона. По мнению наблюдателей, заявление Рамсфельда означает, что он добился однозначной поддержки президента Буша, который отверг все инсинуации военных, высказался против приостановки операции и приказал немедленно начать операцию по взятию Багдада.
Скорее всего, позиция Буша объясняется не только тем, что он стремится как можно скорее добиться завершения активной фазы операции или, по крайней мере, каких-то существенных побед - что сегодня представляется крайне важным на фоне роста антивоенных выступлений как в самой Америке, так и в других странах по всему миру. Немалое значение при принятии Бушем решения отказать военным, скорее всего, сыграло и то, что многие неудачи союзников, касающиеся неоправданных потерь личного состава - таких, как систематически повторяющиеся обстрелы своих, падения вертолетов и инциденты на военных базах, - в большей степени были связаны с погрешностями в руководстве операцией, нежели с ошибками стратегического планирования.
Попытки генералов свалить всю вину на высшее военное руководство вызвали естественное раздражение главы Пентагона, который, судя по всему, использовал все свое влияние для того, чтобы обратить гнев президента на непосредственных исполнителей. Результатом этого раздрая в военном ведомстве, скорее всего, станет ужесточение методов ведения операции. Тем более что оправившиеся от первого удивления в связи с тем, что жители Ирака не спешат свергать Саддама Хусейна и бросаться в их объятия, американские солдаты уже продемонстрировали в ходе зачисток в пригородах Умм-Касра способность действовать достаточно жестко.
Естественным ответом на несговорчивость Вашингтона со стороны военных, которые уже начали терять своих товарищей, станет отказ от "гуманных методов" ведения войны. Раздражение военных по отношении к руководству страны и естественная ненависть к убивающим их из-за угла иракцам неизбежно будет разрешаться в массированных обстрелах, жестоких зачистках и прочих негуманных действиях. Первыми шагами в этом направлении могут стать варварские бомардировки Багдада и целенаправленное разрушение систем жизнеобеспечения, которые повлекут за собой рост жертв среди населения, новые теракты "смертников" и эскалацию взаимной ненависти. И чем больше злорадствовать по поводу срыва американского блицкрига будет мир, тем менее заботиться о гуманизме будут американские военные.
|