Каждый московский автомобилист хотя бы раз сталкивался с этим явлением: за 15 минут до проезда кортежа, крякающего сиренами и мерцающего разноцветными огнями, как новогодняя елка, сотрудники ДПС останавливают одно направление движения, перекрывают встречную полосу, и по ней со скоростью около 140 км/ч несется автомобильный отряд. В его центре один или два "шестисотых" (вариант - "ЗИЛ-117"), вокруг - джипы охраны, сзади и спереди кортежа - иномарки ГИБДД "на спецтрассе". Так высшие руководители государства едут вершить свои государственные дела, непонятные "простым смертным". Каждое утро. А вечером назад.
Депутат (и режиссер) Станислав Говорухин еще неделю назад внес проект постановления, где предложил президенту Владимиру Путину и главе кабинета Михаилу Касьянову отменить "архаичную практику закрытия автодорог" при проезде кортежей первых лиц государства. Народный заступник считает, что такие ситуации "затрагивают интересы значительного числа граждан и создают, как правило, чрезвычайно опасную дорожную обстановку".
В проекте, составленном в форме письма президенту, депутат живописует мучения при проезде президентского кортежа из Внукова в Москву в один из дней июня: "Поток машин, и так идущих бампер к бамперу, направлялся в многокилометровый объезд по старому однорядному Боровскому шоссе. А в машинах женщины, дети... Жара и клубы пыли от автомобилей, пытающихся обгонять колонну по обочинам. Ни колодцев, ни туалетов". Представив себе такую картину, можно поверить, что депутат сам томился в этой пробке, а не несся с ветерком по встречной полосе.
Парламентарии, конечно, не против надежной охраны главы государства и других руководителей. Однако, уверены они, "только в нашей стране технология их охраны приобретает столь гипертрофированные формы". Не сомневаются депутаты и в том, что президент и не подозревает "о масштабах применения указанных мер". Несмотря на то что юристы указали Говорухину на неправильную адресацию проекта (регулированием движения спецтранспорта занято ГИБДД), палата, видимо, прониклась бедствиями народа и проголосовала, не обсуждая постановление, "за".
Мигалка для императора
Коренастый тип в черном самурайском шлеме с пластиковым забралом, в пуленепробиваемом жилете и налокотниках резко взмахнул светящимся жезлом - к обочине! Мазнув лучом фонарика, он явно удивился, разглядев в кабине машины с недипломатическим номером мою белобрысую голову. "Извините за беспокойство - откройте багажник", - пробормотал полицейский, явно не веря в способность господина иностранца хоть что-то понять по-японски. Быстрый осмотр, понятное дело, бомбы или портативной ракетной установки не выявил. Снова взмах жезлом - и я уже отъезжаю от обочины, машинально заметив на рукаве блюстителя порядка нашивку "мобильный отряд префектуры Гифу" (что вроде нашего тамбовского ОМОНа).
Провинциальные военизированные полицейские в помощь своим столичным коллегам стягиваются в Токио для подробных "проверок на дорогах" только по редчайшим случаям - скажем, во время особо важных международных мероприятий типа совещаний лидеров ведущих промышленно развитых стран.
Однако такие полицейские строгости в Японии - скорее экзотика, которая бывает крайне редко и не успевает вызвать раздражение широкой публики. Конечно, в Токио регулярно наведываются высокопоставленные гости - от президента США до какого-нибудь нефтяного султана. На светящихся табло над платными скоростными трассами в этих случаях иногда помещают полицейские извинения - мол, приезжает важный иностранец и мы просим вас не ворчать в случае каких-то неудобств на дорогах. Однако поверьте токийскому автомобилисту со стажем: я еще не торчал здесь в пробке, которая была бы вызвана проездом высочайшего кортежа. Японская полиция умеет достаточно ловко и без особого шума провести лимузин зарубежного гостя или местного важного лица по эстакаде токийской скоростной трассы, притормозив на крайне короткое время машины простых граждан или раздвинув их мигалками к обочинам. Для обеспечения безопасности могут на время перекрыть какой-нибудь въезд или выезд с платного хайвэя.
Ни разу не видел в Токио, чтобы какая-то машина с мигалкой (кроме, естественно, полиции или "скорой помощи") ехала на красный свет или проносилась по трассе, специально очищенной для нее от автомобилей простолюдинов. "Зеленую улицу" изредка устраивают здесь только для проезда императора. Однако Владыка Хризантемового трона - надо отдать ему должное - практически не пользуется этой привилегией, явно не желая создавать неудобства своим законопослушным подданным.
|