- Не может быть! - сказал редактор и добавил: - Надо бы разобраться...
«Разборки» я решил начать с места событий, с Гремячинска то есть. Благо, принадлежность к журналистской профессии позволяет. Позвоню, думаю, в аппарат главы администрации города. Звоню, спрашиваю прямо в лоб:
- А правда, что у вас в городе будут захоронять ядерные отходы?
В ответ получаю следующее:
- Ни о каком захоронении ядерных отходов речи нет. Речь идет о строительстве площадки для временного хранения ракет, подлежащих утилизации.
Ага, то есть строительство «какой-то» площадки все-таки ведется. Ведутся работы по геодезии. Работают геологи, изучают местность. Оговариваются: «Что будет дальше, пока никто не знает».
Говорят, глава Гремячинска встречался недавно с американцами, важные вопросы решал. Народ шепчется: «Раз американцы приезжали, то дело серьезное!» Еще я узнаю, что разработчик проекта - ФГУП «Пермский завод «Машиностроитель» и, как сказал замглавы администрации Гремячинска Ринат Ибатуллин, «они все до одного утверждают, что проект экологически безопасен»:
- Да и вообще проект даже полезен для города, ведь будут созданы новые рабочие места (около ста пятидесяти), появится объем работ, так как наши предприятия будут участвовать в строительстве объекта. Кроме того, потребуется строительство новой дороги, водопровода, а это тоже неплохо.
В общем, кое-что я все-таки узнал. А за конкретикой обратился к главе администрации Гремячинска Андрею Вальману:
- Андрей Андреевич, а правда, что рядом с вашим городом строится площадка для хранения отработанных ракет?..
- Отработанных ракет не бывает...
В начале разговора у меня сложилось впечатление, что эта тема Андрею Андреевичу уже изрядно надоела, но мы продолжили беседу:
- Ракета она и есть ракета, ее просто надо утилизировать, то есть разобрать. И вообще, я думаю, что средствам массовой информации об этом писать еще рано. Да, разрабатывается технико-экономическое обоснование проекта. Потом он еще должен будет пройти экспертизу, в том числе и экологическую. После того, как он эту экспертизу пройдет, и можно будет вести речь. Мы еще сегодня не знаем, дадим мы согласие или нет. Если экспертиза покажет, что в проекте есть элементы, ухудшающие экологию города, то мы на это не пойдем. Мы же в своей местной газете имели неосторожность так просто опубликовать статью об этом. Реакция у населения возникла очень нежелательная. Тем более, что мы пока не можем всего сказать людям.
- Андрей Андреевич, а кто инициировал данный проект?
- Администрация области. Знает этот вопрос Анатолий Григорьевич МИНАКОВ.
- А конкретное место под хранилище все-таки найдено или нет?
- У нас-то найдено. Изыскания уже закончены. Идет процесс подготовки проектной документации, технико-экономическое обоснование строительства и согласование со всеми заинтересованными органами.
Итак, какие выводы? Первое: даже не будучи специалистом, понимаешь, что утилизировать и разбирать - разные вещи. Утилизировать - уничтожать, грубо говоря. А разбирать - это всего лишь разбирать на части. Второе - в газетах надо писать об этом до того, как решили, а не после. После поздно будет. Это и называется демократия.
То есть стало ясно, что ничего не ясно. Первый заместитель генерального директора - главный инженер завода ФГУП «Пермский завод «Машиностроитель» Анатолий Сироткин, занимающийся этим вопросом, оказался человеком чрезвычайно занятым, за две недели так и не нашедшим времени побеседовать со мной. В администрации области комментировать ситуацию отказались, сославшись на отсутствие информации. Поэтому рассказываю то, что знаю.
Итак, в 2001 году Российским авиакосмическим агентством ставится задача найти площадку для организации комплекса временного хранения ракет СС-24. Среди «кандидатов» рассматривается территория Кизеловского угольного бассейна. Представители Пермского завода «Машиностроитель» совместно со специалистами «Росавиакосмоса» выезжают в Гремячинск, где подбирают две площадки. Затем эти площадки посещает объединенная комиссия в составе «Росавиакосмоса», пермского завода и «некой американской стороны» (пишу так, потому что точной информации никто не дает), выбирает одну для строительства хранилищ под ракеты. Начинается работа.
Главный инженер Сироткин со страниц местной газеты говорит буквально следующее: «Нельзя сравнивать нашу ситуацию с Удмуртией, так как это совершенно разные проекты и их технические решения отличаются».
Проектом предусматривается строительство площадки на территории 6-8 квадратных километров за чертой города, где построят четыре хранилища для баллистических твердотопливных ракет СС-24. Причем - ни разбирать, ни ликвидировать ракеты в Гремячинске не будут.
Суть проблемы, как объясняют местным жителям, в том, что в связи с реорганизацией ракетных войск стратегического назначения проводится совместная с американцами программа по снижению наступательного стратегического вооружения. В этой программе определены сроки выведения с боевого дежурства и ликвидации разного типа ракет. Однако возможности промышленности по разборке и уничтожению ракет ограничены. В связи с этим возникла необходимость строительства хранилищ для временного хранения ракет. Плюс полезность «стройки» объясняется возникновением 120-150 новых рабочих мест для жителей района. Стоп, пора остановиться. Во-первых, есть такая поговорка: нет ничего более постоянного, чем временное. Во-вторых, 150 каких рабочих мест? Энергетики, механики, дизелисты, водители, пожарные, охранники... Много ли в Гремячинске энергетиков или дизелистов? Или пожарников? Их ведь учить надо. То есть или возьмут «кого попало», или «со стороны». «Со стороны» в Гремячинск мало кто поедет. Значит - вариант номер один. Если помножить на «русское разгильдяйство», то... Ой, бедные американцы...
Кстати, проект строительства государственный, в госбюджете проходит отдельной строкой, финансируется совместно с Соединенными Штатами. Я задал вопрос о компенсации жителям района за экологический риск. Знаете, что мне ответил один из чиновников? «Какая компенсация! Радиации ведь нет, а если нет радиации, то о каком вреде может идти речь?» - вот такое вот мнение по поводу...
Головной подрядчик - строительная организация - определится на конкурсной основе. Сразу вопрос: есть ли в городе Гремячинске строительная организация, обладающая опытом подобных работ? Ответ: нет. А те же американцы относятся к этим вопросам очень щепетильно, они настоят, чтобы строительством занималась организация с опытом. При чем же тут интересы района?
Геодезическую разведку намечено провести в марте (читай, провели?). Скоро должны начаться работы. В конце 2003 года первые ракеты (так планируют чиновники и американцы) будут размещены в хранилищах. Ракеты поступят в хранилище со снятыми боеголовками и слитым жидким топливом. Будем надеяться, что ракеты будут доставляться в специальных контейнерах, специальных вагонах... То есть пребывание ракет на гремячинской земле будет экологически безопасно. Так обещают...
Позволю немного порассуждать. Значит так: храниться твердотопливные ракеты должны при постоянной температуре (12-15 градусов Цельсия), и строго определенной влажности. Если температура хранения будет колебаться, то начнутся изменения в твердом топливе и его сложнее будет утилизировать. Я хотел спросить у специалиста: а кто даст гарантию, что в результате «недогляда» температура не поднимется выше? И если поднимется - что тогда? Может, я ставлю вопрос неправильно, но именно это у меня спросил один из жителей Гремячинска. И я не знал, что ему ответить. Но я журналист, а чиновник - он ответ всегда найдет.
И, «если б я был султан», я бы ни за что не повез ракеты куда-то к черту на кулички, чтобы они там пролежали три года. А если бы и повез, то забирать обратно, чтобы утилизировать уже бы не стал. Я бы это сделал в одном месте. Дешевле и нехлопотно. Или я не прав?
Итак, выгода от этого проекта для Гремячинского района сомнительна (утверждение, что когда ракеты увезут, помещения хранилища можно будет использовать для реализации других проектов, по большому счету надуманно). Потом - американцы деньги просто так, «за здорово живешь» в какое-то там «временное хранилище» вкладывать не станут. И раз они финансируют проект, значит - все не так просто. И, наконец, почему такая секретность вокруг, как пытаются объяснить, благого начинания? Если это так здорово - рабочие места и все такое, почему нервничают чиновники? Почему «неуловим» главный инженер? Вопросов много - ответов практически нет. Может, просто ничего утешительного жителям Гремячинска чиновники, успокоенные американскими «вливаниями» в проект, и сказать не могут?
|