...Приближается время истечения ультиматума, предъявленного Бушем Хусейну — 8 часов вечера по-вашингтонски 19 марта 2003 года. Я отрываюсь от письменного стола и включаю телевизор.
По всем каналам — споловиненные экраны. На одной половине взволнованные дикторы ведут счет минутам и секундам, на другой — пейзаж ночного Багдада. Наконец часы бьют восемь раз, но ничего не происходит. Над ночным Багдадом не разражается огненная буря. В полное молчание погружен и Белый дом. Сообщают лишь, что президент придерживается рутинного распорядка дня, включая физические упражнения на тренажерах...
Лишь без двадцати девять вечера все каналы сообщили сенсационную новость: завыли сирены и заговорила противовоздушная оборона Багдада. Но против кого и почему? Несколько минут в СМИ царило замешательство. Затем капля за каплей стали поступать сообщения из Белого дома и Пентагона. По просыпающемуся Багдаду был нанесен “хирургический удар” ракетами “Томагавк” и самонаводящимися бомбами с крейсеров и броненосцев, курсирующих в Красном море и Персидском заливе, и с истребителей “Ночной ястреб”. Удар был нанесен по “целям руководства”, как выражались военные, для того, чтобы обезглавить иракское руководство — убить Саддама и его сыновей. Цели были выбраны разведкой. Пока еще никто не знает, насколько точной была наводка разведки, насколько успешным был “хирургический удар”.
Затем пресс-секретарь Белого дома Ари Флайшер сообщил две новости. Во-первых, он сказал, что “началась первая стадия разоружения Ирака”. Во-вторых, он предупредил, что в 10.15 выступит президент.
* * *
Помимо риторики, закончившейся благодарением Бога, Буш по существу лишь подтвердил происходящее. Он сказал, что по Ираку нанесены “выборочные удары”.
Удар по Багдаду был нанесен через полтора часа после истечения срока ультиматума. Решение о нем было принято на многочасовом заседании Национального совета безопасности США и после телефонного разговора Буш—Блэр. Вашингтон спешил, ибо считал, что располагает данными о местонахождении Саддама Хусейна (поскольку война началась, запрещение совершать убийства глав государств, принятое Конгрессом США, перестало действовать). Целью налета были Хусейн, его сыновья и еще два иракских лидера, имена которых пока не сообщаются. Бомбы, сброшенные на Багдад, называются “бункер-бастерами” (они глубинно взрывают подземные сооружения). Пентагон сделал разъяснения, что “хирургический удар” — это еще не массированный нокаутирующий удар, окрещенный “Шок и трепет”.
А тем временем уже багдадское телевидение сообщило, что вскоре к народу обратится Саддам. Итак, американские “хирурги” его еще не зарезали. В речи багдадского диктатора было интересно не “что”, а “как”. Он говорил неизвестно откуда. Фоном ему служили голубой задник и почему-то надорванный флаг. Хусейн читал рукописный текст. По-видимому, не было времени отпечатать его. Или возможности?..
Не успел Хусейн исчезнуть с экрана, как американские комментаторы стали гадать: говорил ли он “живьем”, то есть прямо в эфир, или его выступление передавалось в записи?
Итак, согласно разъяснению Белого дома, ультиматум носил “политический характер”, а конкретная дата вторжения будет определена военным руководством и согласована с президентом.
Помимо “политического характера” ультиматума роль в отсрочке вторжения сыграла погода в Аравийской пустыне. Песчаные бури сводят на нет видимость с воздуха и земли, выводят из строя электронику, мешают передвижению военной техники. Но погода или непогода, а бронированный кулак вторжения занесен над Ираком.
Главный удар будет предпринят с территории Кувейта. Армейские дивизии и подразделения морской пехоты движутся к иракской границе. Около ста тысяч разнообразных машин — от бульдозеров до танков — везут на себе всю эту армаду к иракскому югу, подымая свою, уже рукотворную пыль. Ночью луна освещает пять тысяч квадратных миль кувейтской пустыни, на которой 130 тысяч американских и английских солдат, окруженные танками “М1А1 Абрамс”, дислоцируются для решительного броска. Авангард вторжения составляют батальоны инженерных войск, которые должны навести переправы через рвы и другие препятствия на границе, включая земляные насыпи. Как бы совершенно исчезли из вида, но не по вине природы, подразделения американского спецназа. Им-то как раз песчаные бури с руки. Спецназу поручено проникновение в Багдад: захват стратегических объектов и руководства Ирака во главе с Хусейном...
* * *
Под прикрытием ночи американские и английские морские пехотинцы отделились от войсковых соединений и устремились в направлении второго главного города Ирака — Басры. По словам американских военачальников, они не ожидают сильного сопротивления на ирако-кувейтской границе. По их мнению, оно будет возрастать с приближением к Багдаду. На южных подступах к столице Ирака сконцентрированы 51-я механизированная дивизия, 6-я бронетанковая дивизия и 11-я пехотная дивизия иракских вооруженных сил. Они хорошо окопались в траншеях и дотах. Перед ними прорыты рвы, наполненные нефтью, которая может быть в любой момент подожжена для создания дымового прикрытия. Американское командование опасается и того, что иракские саперы могут взорвать плотину на реке Евфрат перед Керболой и, затопив обширную территорию, сузить подходы к Багдаду. Генерал Уоллес говорит так: “Мы не имеем права недооценивать противника. Конечно, я озабочен. Могут ли они нас задержать? Да. Могут ли они нас остановить? Нет”.
Для того чтобы избежать слишком уж длительной паузы, необходимой для окончательной готовности, американское командование решило прибегнуть к тактике “Rolling Start”. Заключается она в следующем. Вторжение в Ирак начнется даже в том случае, если недостающие части только-только начнут прибывать в регион. Наступление будет проходить набегающими волнами; подходящие части будут бросаться в бой с ходу. Сейчас около сорока кораблей везут в регион тяжелые танки и снаряжение для Четвертой американской пехотной дивизии, которая должна была ударить по Ираку с турецкой территории. В Кувейте не вся 101-я авиадесантная дивизия обеспечена вертолетами “Апач” и “Блэк хог” (“Черный ястреб”). Три мощных бронированных соединения — Первая кавалерийская (название — по традиции) дивизия, Первая бронетанковая дивизия и Третий бронетанковый полк — все еще находятся или в США, или в Европе и появятся на театре военных действий только в апреле в качестве “стабилизирующей силы”.
Вооруженные силы и огневая мощь, сосредоточенные против Ирака, способны сокрушить не только его, но и любое государство, исключая разве что Россию и Китай. Вот их короткий и далеко не полный перечень. Четверть миллиона живой силы, шесть авианосцев с 50 самолетами на борту каждого, тяжелые бомбардировщики “Б-2 Стелс” (невидимки), летающие крепости “Б-52”, атакующие вертолеты “АХ-64 Апач”, “ЮХ-60 Блэк хог”, “АХ-1W Супер Кобра”. Танки “М2А3 Брэдли”, “М1А1 Абрамс”. Истребители “ФЛ-18 Хорнет” и “АВ-85 Хэрриер”. Крылатые ракеты “Томагавк” и, наконец, сверхбомба “Мать всех бомб”. Огневая мощь этой армады во много раз превосходит мощь американских войск, которые принимали участие в первой, 1991 года, войне в Ираке.
Пролог кровавой драмы в Персидском заливе начался...
|