В четверг телеканал "Россия" первым в мире сообщил о начале войны в Ираке. Спецкор "России" в Багдаде Александр МИНАКОВ по спутниковому телефону рассказал обозревателю "Известий" Анне КОВАЛЕВОЙ, как им удалось опередить даже CNN и Рейтер и что сейчас происходит в Багдаде.
- В четверг все журналисты пытались определить, где им находиться в момент ракетно-бомбового удара. Я по опыту Югославии и Чечни знаю, что лучше всего быть не в подвале или бомбоубежище, а на улице. Поэтому мы с оператором Станиславом Пономаренко и звукооператором Максимом Миловановым всю ночь просидели в машине на южной окраине Багдада, где расположено много военных объектов. На рассвете я услышал гул самолета, на который сразу обратил внимание, и вслед за этим раздалось два мощных взрыва с детонирующим эффектом. Секунд через тридцать завыла сирена воздушной тревоги, заработали иракские ПВО и начался бой. Рассвет только начинался, поэтому трассеры было хорошо видно. Следующие удары пошли и по другим районам. А потом над Багдадом пополз густой дым, позже выяснилось, что это нефтеперерабатывающий завод: скорее всего туда попала ракета, хотя, может, и сами иракцы подожгли. Я набрал "Вести", как только услышал первые два взрыва.
- В каких условиях сейчас работают журналисты в Багдаде?
- Всех разместили в трех гостиницах: "Аль-Рашид", "Аль-Мансор" и "Палестина". Мы сейчас живем в российском посольстве. Самостоятельные съемки и передвижение запрещено, всех возят на объекты организованно. В четверг отвезли на военные объекты, по которым утром были нанесены удары. В четверг же сказали, что все материалы будут отсматриваться представителями Министерства информации Ирака. Но многие агентства и телекомпании сворачивают сейчас свои спутниковые антенны и закрываются. Пошли слухи, что скоро будет нанесен очень мощный удар . Вроде бы сначала проведут массированную бомбардировку, а потом в город войдут американские и британские войска. Это пока разговоры, что будет на самом деле, сложно сказать. Но всем журналистам было настоятельно рекомендовано покинуть Ирак.
- А разве сейчас это возможно?
- В общем нет. Авиасообщение прервано, выехать из города можно только на машине, но это опасно: сейчас любой транспорт может стать мишенью. Ненамного, конечно, но все-таки безопасней переждать в Багдаде: зарыться в подвалах или переместиться в жилые районы.
- Российские и западные журналисты пересекаются?
- Мы все время общаемся и стараемся держаться вместе. Нам кажется: так больше шансов, что мы не станем объектами для обстрела. Вчера после первых бомбардировок все собрались у пресс-центра, обсуждали и ждали реакции иракских представителей.
- Какая атмосфера в городе?
- В воздухе витает что-то очень страшное. Я работал в Югославии, в Чечне, но там этого ощущения очень большой беды не было.
- Что сейчас происходит?
- Город пустой. Многие уехали из Багдада семьями, часть мужчин, отправив жен и детей, осталась охранять свои дома от мародеров. Магазины закрыты почти все, только несколько работает, чтобы обеспечить хоть какую-то жизнедеятельность. Город готов к серьезным событиям. Они прекрасно осознают, что им грозит.
- Что говорят местные жители?
- То же, что и все мы. Все прекрасно понимают, что эта война будет серьезной. Поставленные задачи - смещение строя и президента - требуют очень жесткой операции. Но и ответное сопротивление будет адекватным . Это - не Югославия, все будет страшнее.
Удастся ли американцам построить демократию в Ираке?
Анатолий КУЧЕРЕНА, юрист:
- Нет, не удастся. Не думаю, что на крови можно построить демократию. Все, что происходит сейчас в Ираке, происходит вне рамок закона. Мы знаем, что нет одобрения Совета Безопасности, то есть нет одобрения ООН. Понятно, что у американцев свои интересы. Конечно, действуя силой, они добьются удовлетворения своих интересов. Мне кажется, что американцы в конце концов будут диктовать свои условия чуть ли не всему миру.
Владимир ТРИБЕЛЬ, подполковник, старший офицер Центрального управления Министерства обороны РФ, член Клуба "Известий":
- Я думаю, что демократию в стране должны строить сами ее жители, а не кто-то со стороны. Да и вообще выражение "демократия в стране Ближнего Востока", по-моему, сродни выражению "горячий снег". Дело безнадежное. Такое ощущение, что американцы просто не могут остановиться, во многом действуя уже по инерции.
Алексей ВЕНЕДИКТОВ, главный редактор радиостанции "Эхо Москвы":
- Такую, как в Америке, демократию в Ираке создать, конечно, не удастся. Да ее там и быть не может в принципе. Но то, что в результате Ирак будет более демократичным, чем сейчас, это однозначно. Установление нового режима, по плану самих американцев, займет от одного до трех лет.
Алексей КОШМАРОВ, президент информационно-аналитического центра "НОВОКОМ":
- Если мы вспомним истоки и характер ближневосточного менталитета, то с уверенностью можно сказать, что американцам никогда не удастся построить демократию в Ираке. Да они эту задачу и не решают. В данной ситуации война в Ираке - один из важных элементов в начале нового этапа развития самой Америки в третьем тысячелетии. Этапа высокотехнологического прорыва, который не возможен без мобилизации нации. Для самих американцев важно сформировать, в том числе средствами пропаганды, видимость того, что им опять удалось заставить "злого дядю" сложить оружие, а его народ жить по "общемировым" (читай - американским) стандартам.
Дмитрий ЗИМИН, почетный президент ОАО "Вымпелком":
- Мне кажется, весь предыдущий опыт показывает: в большинстве случаев та или иная страна, оказывающаяся под временным контролем американцев, достаточно быстро переходит от тоталитарного к демократическому режиму и достигает высокого экономического уровня развития. Яркий пример - Япония. Хочется надеяться, что то же самое произойдет и в Афганистане, и в Ираке.
Юрий НАБУТОВСКИЙ, политолог, член Клуба "Известий":
- Очень сомневаюсь, что американцам удастся построить в Ираке демократию, поскольку культура иракского народа отличается от американской. В том числе и политическая культура. Поменять ее так просто невозможно. Думаю, что новая власть в Ираке будет держаться до тех пор, пока ее будут защищать американские силы. Будь у иракского народа объективная потребность в смене режима, то с его стороны были бы какие-то подвижки.
Владимир НОВИКОВ, тренер по дзюдо:
- Американцы, может, и построят демократию в Ираке, но ценой демократии в мире. Я имею в виду отношения между государствами. США дискредитировали ООН, нарушили нормы международного права. Это в конечном счете может сказаться и на самой американской демократии. Слишком велико искушение править внутри страны так же, как они правят миром.
|