Федеральный центр решил вмешаться в вопросы московского градостроительства, которые до сих пор считались вотчиной столичного мэра Юрия Лужкова. Как сообщил в четверг первый заместитель председателя Госстроя России Николай Маслов, правительство отклонило предложенный мэрией на согласование проект Генплана развития Москвы до 2020 года. А премьер-министр Михаил Касьянов 17 февраля подписал распоряжение о создании градостроительного совета при правительстве, в задачи которого входит подготовка согласованного градостроительного плана для Москвы и области с учетом столичных функций мегаполиса.
«Речь ни в коем случае не идет о начале захватнической войны, просто надо менять регламент принятия градостроительных решений в столице», -- подчеркнул г-н Маслов, полагающий, что сама Москва с этой задачей не справляется. Например, проект столичного Генплана рассчитан на население 8,2--9,2 млн человек к 2020 году, однако уже сейчас в столице проживает 10,4 млн человек. «При таком расхождении в цифрах все расчеты ошибочны, а это приведет к пробкам на дорогах, перебоям с водо- и энергоснабжением», -- отмечает первый зампред Госстроя РФ.
Напомним, что проект московского закона о Генплане был принят Мосгордумой за основу во втором чтении еще в апреле 2001 года, но до сих пор этот документ, разработанный в недрах Москомархитектуры, не был окончательно одобрен федеральным центром. Одна из причин -- отсутствие в проекте раздела о столичных функциях. «Определение столичных функций Москвы -- очень серьезный вопрос на ближайшие год или два», -- считает первый зампред Госстроя.
До сих пор Москва пользовалась большой самостоятельностью, решая, что и как строить. Однако так называемый «лужковский» стиль в архитектуре нравится далеко не всем. Многие политики считают, что он «не отражает идеологии новой российской государственности». При этом г-н Маслов ссылался на опыт Вашингтона, планы развития которого разрабатывает сенат, а утверждает сам президент США. Отсутствие подобной схемы, по его мнению, приводит к тому, что «за рекламой колготок у нас Кремля не видно». Поэтому проблему долгосрочного развития Москвы надо решать, объединив градостроительные планы столицы и Подмосковья и отдав в ведение федерального центра все, что касается столичных функций мегаполиса. Интересы и потребности города уже давно вышли за МКАД, а в некоторых случаях (таких, как водоснабжение и закупка продовольствия) и за пределы области, поэтому градостроительное объединение с Подмосковьем чиновник из Госстроя считает делом недалекого будущего.
Такую позицию, кстати, может поддержать губернатор Московской области Борис Громов, отношения которого с мэром Лужковым стали натянутыми. Столица и область давно пытаются поделить землю и налоги, а с недавних пор обострилась и тема раздела коммунальных служб. Подмосковные власти считают, например, что область подвергается регулярному шантажу со стороны Мосводоканала. Это предприятие, подчиняющееся правительству Москвы, но берущее воду для городских нужд в области, периодически грозит сократить подачу этой самой воды подмосковным городам, имеющим задолженность перед коммунальщиками.
По словам федеральных чиновников, российское законодательство предусматривает возможность создания в любой точке страны федеральных зон градостроительного регулирования. До сих пор таких зон в России было только две -- дамба в Финском заливе, защищающая Петербург от наводнений, а также территория острова Новая Голландия и Мариинского театра в том же Петербурге. Госстрой и правительство предлагают создать такую зону в Москве, включив в нее Кремль и территорию внутри Бульварного кольца. Такими зонами также могут стать территория Белого дома, комплекс зданий МГУ и посольский поселок на Мосфильмовской улице.
Выяснить официальную реакцию правительства Москвы на эти инициативы вчера по «горячим следам» не удалось, хотя позиция столичных чиновников и так хорошо известна. Они всегда давали понять, что город вправе развиваться без оглядки на Кремль или Белый дом (при этом Москва не устает напоминать, что федеральный центр обязан доплачивать ей за исполнение столичных функций и размещение многочисленных федеральных ведомств). К тому же столичные власти крайне болезненно реагируют на любые предложения «делиться» собственностью. Достаточно вспомнить недавний скандал с сотнями памятников культуры, которые были в одностороннем порядке записаны в реестр городского имущества. И хотя по памятникам после долгих споров удалось достичь компромисса, новое «вмешательство» федерального центра уже в саму стратегию столичного градостроительства будет воспринято куда острее. Более того, Москва к этой инициативе явно готовится. Не случайно депутат Мосгордумы Михаил Москвин-Тарханов уже предложил принять 19 марта поправки к городскому закону о Генплане и считать его полностью согласованным с правительством России. То есть сделать вид, что проблемы не существует.
|