"Газпром" отрапортовал вчера о формальном переходе под контроль государства и готовности к началу либерализации рынка акций. Правительство и дочерние структуры монополии консолидировали более 51% ее акций, но государство еще может потребовать прямого контроля.
Согласно проспекту эмиссии еврооблигаций "Газпрома" на 31 декабря 2002 г. на балансе его "дочек" находилось 15,11% акций монополии. Из них 4,5% - у голландской Gazprom Finance BV, 4,83% - у "Газпроминвестхолдинга", остальные - у Газпромбанка. Еще около 8% акций менеджмент "Газпрома" контролирует через доверенности на голосование, выписанные ему работниками монополии и через "Газфонд". Еще 2,2% акций принадлежат СП Ruhrgas и "Газэкспорта" - "Геросгазу", покупающему для немецкой компании акции "Газпрома" на российском рынке. Но сотрудники "Газпрома" утверждают, что этот пакет не входит в "казначейские" акции.
В феврале во время празднования десятилетия "Газпрома" президент Владимир Путин публично выразил председателю правления монополии Алексею Миллеру благодарность за обеспечение государственного контроля в компании.
Как пояснил "Ведомостям" менеджер "Газпрома", еще несколько месяцев назад на балансе газпромовских "дочек" было лишь 11,04% акций монополии, что не помогало "дотянуть" госпакет до контрольного. Но ситуация изменилась в декабре прошлого года, когда принадлежавшие "Стройтрансгазу" 4,83% акций "Газпрома" перешли на баланс "Газпроминвестхолдинга", 100% -ной "дочки" монополии. "Стройтрансгаз" же получил газпромовские векселя номинальной стоимостью 5,7 млрд руб. и сохранил роль основного подрядчика монополии.
"Государство и менеджмент "Газпрома" теперь контролируют более 51% акций "Газпрома", - заявила вчера "Ведомостям" пресс-секретарь Алексея Миллера Наталья Селиванова. - Таким образом, первый этап движения "Газпрома" к либерализации рынка его акций завершен". "Мы помогли правительству получить контроль в "Газпроме" и теперь оно безбоязненно сможет объединить рынки акций", - добавляет другой представитель "Газпрома". Пока что нерезиденты фактически лишены возможности напрямую покупать акции газового концерна: для этого требуется одобрение правительства и разрешение ФКЦБ. Поэтому акции "Газпрома" стоят гораздо меньше, чем выпущенные на них ADS.
Но чиновник, близкий к совету директоров "Газпрома", считает, что до либерализации рынка акций "Газпрома" еще далеко. "Главный вопрос о прямом контроле государства над "казначейскими" акциями так и не решен, - поясняет он. - Может быть, в "Газпроме" и уверены, что правительство сможет контролировать ситуацию в компании через менеджмент, но для полноценной реформы этого недостаточно. Пока у нас миноритарный пакет, есть опасность, что контроль окажется у частных структур". "Трудно представить, как может начаться реформа рынка акций "Газпрома" без закрепления за государством напрямую 51% акций монополии, - соглашается аналитик "Тройки Диалог " Каха Кикнавелидзе.
А управляющий директор "Объединенной финансовой группы" Илья Щербович напоминает, что четкого плана либерализации до сих пор нет. Сам же он считает самым эффективным решением снять все ограничения на торговлю акциями "Газпрома", закрепив предварительно не менее 51% акций в госсобственности. Правда, отмечает Щербович, схемы передачи казначейских акций "Газпрома" правительству, которая устраивала бы всех, тоже нет.
Пожалуй, единственный, кто всерьез верит в скорую реформу рынка акций "Газпрома" - это немецкий партнер монополиста Ruhrgas. Последнее время немецкая компания спешно увеличивает свой пакет акций монополии через СП с "Газэкспортом" - "Геросгаз". За минувший месяц "Геросгаз" докупил более 0,2% акций "Газпрома" и увеличил свой пакет до до 5,7%. "Действия Ruhrgas вполне логичны, - говорит Стивен Дашевский из "Атона". - Когда рынки будут объединены, Ruhrgas уже не сможет покупать бумаги "Газпрома" так дешево".
|