На крайние меры экологов заставили пойти результаты последней проверки объекта.
Как сообщили в областном управлении природных ресурсов, плановая проверка министерства с участием специалистов центра "Экобезопасность" проводилась в течение 3 дней. Основные нарушения обнаружены в сфере обращения с отходами. У руководства завода нет соответствующей лицензии. Не соблюдаются правила хранения жидких реакционных масс. С момента запуска предприятия уничтожено 184,7 тонны иприта. Получено 376,4 тонны реакционных масс. Их хранят в бочках на спецплощадке — именно ее обустройство и вызывает претензии.
— О пробелах в нормативной экологической документации и недочетах в проектировании переработки реакционных масс мы предупреждали неоднократно. До сих пор нет заключения государственной экологической экспертизы на технологию переработки отходов (как и самой технологии. — Авт.), — говорит начальник управления Александр Маликов. — Но военные к саратовским контролерам не прислушались. Поэтому МПР вынуждено прибегать к жестким санкциям.
Еще 3 месяца назад министерство считало, что в Горном все чудесно, и разрешило запустить завод. Как пояснил Александр Николаевич, недоработки предполагалось устранить в процессе. Однако военные экологов разочаровали и даже не заменили временную документацию на постоянную. По словам Маликова, часть временных разрешений действительна только до 1 апреля. Позже этого срока у военных могут возникнуть и более серьезные проблемы, чем сейчас.
По утверждению экологов, фактического загрязнения окружающей среды не было. Согласно данным экологического мониторинга и промышленного контроля, нормы выбросов не нарушались. Содержание иприта в воздухе в зоне защитных мероприятий не превышает 0,5 ПДК.
Интересно, что представители МПР работали в Горном одновременно с секретарем Совета безопасности Владимиром Рушайло и председателем госкомиссии по химическому разоружению Сергеем Кириенко. Однако о сделанных выводах общественности не рассказали. Наоборот, рассматривается вопрос об увольнении начальника поселкового комитета ГО и ЧС, который сообщил об аварии на заводе 19 февраля. Саратовский министр промышленности Сергей Лисовский проявил филологические способности и пояснил, что "об аварии можно говорить в случае разрушения, взрыва или выброса химических отходов". Поскольку ничего подобного в Горном не случилось, произошедшее следовало называть "инцидентом". Причины этого "инцидента" так и не выяснили.
В региональном министерстве промышленности уверяют, что ни о какой приостановке завода и речи нет. Вот после уничтожения иприта на объекте объявят двухмесячные профилактические работы. В мае начнется переработка люизита. Что делать с ядовитыми отходами, так и не придумали. Как выразился Сергей Кириенко, "предложение использовать объект для утилизации реакционных масс надо еще оценить с точки зрения безопасности и финансовых затрат".
По словам специалистов ГУПР, процесс приостановки завода уже начался. Но это технологически сложно сделать — потребуется не меньше 10 дней. В случае, если военные откажутся выполнить предписание МПР, экологи, по словам Маликова, не побоятся "повесить на двери цеха пломбу".
|