В статье "Очень специальный аукцион" ("МН" № 24, 12 - 18 июня) мы писали: "Когда речь идет о больших деньгах, слово президента не закон. Владимир Путин вмешался в приватизацию Ковдорского ГОКа, но не сумел помешать чиновникам из правительства продать госпакет компании, оцененный в 100 млн. долларов, за 20". Теперь, когда аукцион уже состоялся и объявлены результаты, можно сказать, что ошиблись мы в том своем прогнозе только в одной цифре. Недооценили игроков. Им удалось "спустить" государственный пакет акций даже не за 20, а менее чем за 17 млн. долларов. То есть в госбюджет от этой приватизации поступило более чем в 5 раз меньше, чем было возможно, судя по независимой оценке.
Суть коллизии (подробно она изложена в N 24) такая: мурманская администрация еле-еле вытащила у коммерческого банка через суд два пакета - федеральный и региональный - акций Ковдорского ГОКа. Затем губернатор области Юрий Евдокимов предложил Владимиру Путину при личной встрече объединить эти пакеты. Получив тем самым в сумме более 46 проц. акций, Евдокимов имел в виду потом продать все вместе и выручить для федерального и регионального бюджетов крупную сумму. Путин пообещал и дал задание министру госимущества Фариту Газизуллину. Дальше началась бесконечная разработка документов, но дело не сдвигалось с мертвой точки. Тогда появились устойчивые слухи, что Минимущество и Российский фонд федерального имущества (РФФИ) специально мешают соединению пакетов. В Мурманске еще не могли в это поверить. Как? Ведь сам президент лично пообещал и поставил визу. Но слухи оправдались.
25 июня РФФИ провел спецаукцион по продаже только государственного пакета (24 проц.) и получил за него в общем-то копейки в масштабах Ковдорского комбината - стратегического для России и практически единственного в мире по некоторым видам сырья (второе месторождение в мире - африканское - иссякает). За пару месяцев до этого, едва услышав об объявленном в Москве аукционе, мурманская администрация тут же распродала свой пакет акций. Пакет уже, понятно, был практически обесценен и продан дешево. В общем, идея аккумулировать акции, чтобы получить хорошую приватизационную прибыль в бюджеты, провалилась.
Почему РФФИ так поступил? По некоторым данным, подтолкнула его к этому МДМ-группа. Приобретя не так давно свои первые акции Ковдорского ГОКа, она разными способами добилась покупки недостающих до контрольного (а сейчас и более его) пакета и из регионального, и из федерального пакетов. В том, что именно МДМ-группа купила через подставных лиц почти весь региональный пакет, "МН" доказали в своем опубликованном расследовании. Кто купил сейчас федеральный пакет, держится в тайне. РФФИ лишь предоставил официальные данные: "Общая стоимость проданных акций составила 492 млн. 338 тыс. рублей. Удовлетворены все 12 поступивших заявок, в том числе 9 - от юридических лиц и 3 - от физических лиц".
По данным наших источников в Мурманске и Москве, часть акций через доверенных лиц снова купила МДМ-группа. Но узнать об этом официально нам не удалось. В РФФИ отказались сообщить имена победителей аукциона. Правда, предложили узнать это у реестродержателя ГОКа. Два дня корреспондент "МН" пытался установить, кто же этот реестродержатель. Наконец, в РФФИ рассекретили его имя - мурманская компания "Энергорегистратор". И продиктовали два телефона. По обоим автомат тут же ответил: "Набранный вами номер не существует".
Собственно, если бы и существовал, то подняли бы трубку другие. Вице-губернатор Мурманской области Александр Селин объяснил нам, что когда-то реестродержатель находился в Мурманске. Потом, как только начались судебные процессы по поводу акций ГОКа и неприятности между его новым руководством (МДМ-группой) и обладминистрацией, реестродержатель "переехал" в Москву, затем в Иркутск. А дальше потерялся.
На том история и закончилась. Селин сегодня говорит так: "ГОК контролируется МДМ-группой. Поэтому глупо воевать нам с реальными владельцами комбината, будем искать общий язык". Подход региональной власти разумный и прагматичный. А денег жалко... По двум причинам. Во-первых, распотрошив пакеты, государство сознательно отдало коммерческой компании крупное предприятие за копейки. И во-вторых, вся вертикаль власти, объявленная Путиным, на поверку оказывается обычной бюрократической кормушкой.
От редакции
Мы, видимо, не будем больше возвращаться к Ковдорскому ГОКу: если чиновники Госкомимущества и РФФИ запросто переигрывают и президента страны, и губернатора, то что может сделать газета?
Но все-таки хотелось бы выяснить у руководителей Счетной палаты Сергея Степашина и Контрольного управления Администрации президента Евгения Лисова: как вы думаете, сколько стоит в Госкомимуществе проигнорировать распоряжение президента? Возможно, группе МДМ, в силу близости к власти, был сделан какой-то дискаунт?
Еще хотим дать совет премьеру Касьянову. Вы, уважаемый Михаил Михайлович, когда на заседаниях правительства говорите о наполняемости бюджета, о зарплатах учителей и офицеров, о пенсиях, постарайтесь смотреть в глаза Фариту Газизуллину из Госкомимущества и Владимиру Малину от секретной организации РФФИ. Может быть, им станет неудобно и они, вспомнив о продаже Ковдора, помогут бюджету из личных сбережений.
|