Глава МВД Борис Грызлов уверен, что предпринимателям в нынешних условиях выгоднее работать цивилизованными методами.
Назначение бывшего руководителя фракции "Единство" Бориса Грызлова на пост министра внутренних дел стало одной из главных кадровых сенсаций этого года. За три месяца, которые Грызлов проработал в новой должности, он провел капитальную реорганизацию центрального аппарата МВД, сменив большинство заместителей министра и руководителей всех ключевых главков.
В интервью "Ведомостям" Борис Грызлов рассказал о том, как он будет бороться с коррупцией в МВД, как это отразится на взаимоотношениях бизнеса и милиции и в чем смысл аппаратных новаций в министерстве. Новый министр также поведал о своих взглядах на вопросы, по которым давно пикируются представители различных силовых структур: Грызлов заявил, что он против ревизии приватизационных сделок, а финансовая разведка должна создаваться на основе гражданского ведомства, а не Межведомственного центра при ГУБЭП.
- Что такое, по-вашему, нынешнее МВД для российского бизнесмена - гарант интересов его собственности или фактор дополнительных издержек, связанных с коррупцией в милиции?
- При всех издержках в работе нашего ведомства в рамках существующих законов и своих возможностей мы охраняем собственность всех граждан и государства. Что касается коррупции в милиции, то она есть, но, думаю, не в больших масштабах, чем в среднем по всем государственным структурам. Думаю, что отношения милиции с предпринимательским сословием во многом определяются качеством законов, которые у нас регулируют бизнес. Чем либеральнее будут эти законы, т. е. чем меньше будет вмешательство чиновников в бизнес, тем меньше будет любого рода мздоимства. Сегодня взятки дают бизнесмены, не желающие честной конкуренции. Вместо рыночных методов борьбы с соперниками они обращаются за покровительством во властные инстанции, в том числе и в силовые ведомства. Законы таковы, что эти инстанции у нас все еще имеют возможности вмешиваться в дела предпринимательства на стороне одного из конкурентов, давя других. Рынок так работать не может. Так что пора уже говорить о взаимной ответственности милиции и бизнеса за ситуацию.
- Вы хотите сказать, что бизнес развратил милицию?
- При существенной зависимости бизнеса от государственных структур не стоит сваливать все только на одну сторону. Беда в том, что многих такая ситуация устраивает. Одни приспособились к получению доходов, другие наживают в этой ситуации политический и прочий капитал. Об этом говорил президент Владимир Путин в своем послании Федеральному собранию: такая стабильность никому не нужна.
Я бы, наверное, развил тему ответственности МВД и ответственности бизнеса за ситуацию в стране в целом. Бизнес становится более цивилизованным. Например, предприниматели объединяются в общественные союзы - Российский союз промышленников и предпринимателей, Ассоциацию российских банков, "Деловую Россию", - чтобы сообща отстаивать свои интересы. Это свидетельствует о том, что у нас складывается гражданское общество, т. е. создаются общественные организации, которые находят формы легитимного взаимодействия с властью.
Но чтобы предъявлять требования к власти, бизнес должен более ответственно относиться и к самому себе. Я хотел бы отметить, что у нас есть много претензий к предпринимательскому сословию. Приходится сталкиваться с шокирующей статистикой. Например, мы выяснили, что лишь незначительный объем рыночной торговли находится в правовом поле. И только с этого объема выплачиваются налоги. Абсолютное большинство предпринимателей в этом секторе налоги не платит. Я думаю, что мы вправе предъявить претензии предпринимателям, которые таким образом ведут свой бизнес. Придется поправлять эту ситуацию.
Со своей стороны органы правопорядка обязаны следить за тем, чтобы правила работы на рынке одинаково соблюдались всеми его участниками - от хозяев нефтяных гигантов до розничных торговцев в павильонах. Цель у бизнеса и у власти одна - чтобы эти правила были выгодны для честного предпринимательства и выполнялись. Тогда бизнес захочет работать в правовом поле, а область коррупции существенно сузится. Это те условия, которые позволяют работать с большей эффективностью и бизнесу, и правоохранительным органам. Потому что чем совершеннее законы, тем легче их охранять.
- Какие конкретно действия вы собираетесь осуществлять для исправления ситуации с коррупцией в МВД?
- Коррупция - это понятие обоюдное. Нельзя говорить о коррупции в органах власти, конкретно о коррупции в МВД, не упоминая вторую сторону, которая эту коррупцию провоцирует. Я имею в виду бизнесменов, которые не привыкли решать свои вопросы законным путем - путем изменения законов, путем цивилизованного лоббирования своих интересов. Ведь именно для этого они организуют свои предпринимательские союзы. Тем не менее часть из них предпочитает решать свои проблемы, так скажем, "с глазу на глаз" с каким-то одним чиновником, от которого из-за несовершенства законов, к сожалению, зависит то или иное решение. Таким образом и рождается коррупция. В МВД сотрудников больше миллиона. По закону больших чисел среди них может быть какое-то количество сотрудников, которые коррумпированы и пытаются решать вопросы каких-то отдельных предпринимателей в их пользу. Полностью победить это социальное зло не удавалось еще никому. Но сузить, так скажем, коррупционную базу возможно. Борьба с коррупцией - это не только внутриведомственная задача, это вопрос успеха судебно-правовой реформы, укрепления законодательной базы, общего оздоровления экономики страны. Со своей стороны я хотел бы напомнить бизнесу, что времена изменились и намного эффективнее блюсти свои интересы, используя цивилизованные формы работы - участвуя в законодательном процессе, отстаивая свою позицию через общественно-политические организации. МВД - это оружие, призванное защищать Закон. Какие законы будут приняты, такие мы и будем защищать. Иного пути нет. Покупка отдельно взятых чиновников - путь бесперспективный и, главное, опасный.
- Как надо расценивать то, что вы сменили руководителя Управления собственной безопасности МВД?
- Как доказательство серьезности намерений. Соблюдение законности в собственных рядах - наш приоритет и сегодня, и в будущем. У нас действует Управление собственной безопасности, и это управление работает достаточно успешно. Сейчас начальником управления я назначил Константина Ромодановского. За последние два месяца эта служба действительно провела серьезную работу в тесном теперь уже сотрудничестве с главным управлением кадров. Конкретные результаты уже есть.
- Есть мнение, что единственный способ повысить эффективность МВД - это произвести резкое повышение зарплат одновременно с серьезным сокращением численности.
- Я бы сказал так: нет иного пути повышения эффективности, кроме серьезного повышения уровня социального обеспечения сотрудников правоохранительных органов, оптимизации управленческой структуры, улучшения кадровой ситуации в органах внутренних дел, в том числе и за счет сокращения. Если говорить о тех реформах, которые сейчас проходят в МВД, то они как раз и призваны решить данные задачи. Мы ликвидировали проблему дублирования функций. У милиции субъектов Федерации есть начальник, которому теперь подчиняются все сотрудники МВД. Именно он персонально отвечает за результаты работы в субъекте Федерации. Появились управления по федеральным округам, созданы службы в центральном аппарате: Служба криминальной милиции, Служба общественной безопасности, Служба тыла. Уровень руководства службами повышен до заместителя министра. В то же время вопрос повышения денежного содержания сотрудников МВД остается самым главным. И для улучшения материального обеспечения наших сотрудников будут задействованы все возможности.
С 1 июля будущего года планируется приравнять зарплаты сотрудников МВД к соответствующим окладам государственных служащих. Сейчас с 1 июля текущего года удалось увеличить надбавку за сложность и напряженность условий работы с 25% до 50% к окладу. Но это, конечно, не изменяет коренным образом условий работы. Я был в Ярославской области - достаточно благоприятной с точки зрения экономической ситуации. Там на конец прошлого года были заполнены практически все вакансии в органах внутренних дел. Но с улучшением общей экономической ситуации, с повышением средней заработной платы в регионе начался отток из органов МВД. Раньше сотрудники МВД отбирались на службу по конкурсу. Сейчас мы не можем говорить о том, что у нас есть несколько претендентов на одно вакантное место. У нас есть вакансии, а заполнять их приходится без должного отбора. Так что повышение денежного содержания - для нас вопрос сохранения профессионального уровня министерства. И уж если мы говорим сегодня о взаимоотношениях бизнеса и правоохранительной системы, то хочу еще раз сказать, что общественная безопасность - вещь не дешевая и у нас нет иных средств, кроме бюджетных, которые в свою очередь формируются из налогов. В предпринимательском сословии работают грамотные управленцы, так что пусть решат, что дешевле и безопаснее - создавать собственные, подчас сомнительные, системы защиты частных интересов или все же легитимно, через налоги, договариваться об этом с государством. Только так мы можем сделать отношения общества и государства предсказуемыми. Иной формы работы в гражданском обществе не существует. Тем более, как все мы знаем, попытка бороться с государством - вещь бесперспективная и малоприятная.
- Существует ли проблема управляемости региональных УВД в связи с претензиями губернаторов влиять на их руководство?
- Недавно на Совете Федерации обсуждались поправки к закону о милиции, касающиеся назначения начальников УВД в субъектах Федерации. Принято решение о создании согласительной комиссии для уточнения формулировок этих пунктов. Это как раз нормальный пример процесса разграничения зон ответственности между, так скажем, субъектами финансирования правоохранительной системы. Я считаю, что начальников УВД в субъектах Федерации надо назначать без согласования с руководителями субъектов. Согласно поправкам к закону это назначение должен делать президент по представлению министра внутренних дел. Тем не менее мы должны дать регионам рычаги управления теми службами, которые оплачиваются из их бюджетов и заняты обеспечением общественной безопасности. Такая поправка тоже была предложена. По ней заместитель начальника территориального УВД по общественной безопасности назначается с согласия губернатора. То есть замначальника УВД по общественной безопасности действительно может быть членом правительства субъекта Федерации, чтобы полностью погрузиться именно в региональные проблемы.
- Что повлияло на ваше решение сменить большую часть заместителей министра и начальников всех ключевых главков?
- Это управленческие решения, за которые я несу ответственность. Действительно, на ряд должностей назначены другие лица. Но это не значит, что эти люди - новички в МВД: они из нашей структуры и занимали руководящие должности и до нынешнего назначения. Я укрепляю те направления, которые существенным образом влияют на повышение эффективности деятельности МВД, подбираю более сильных руководителей. Это касается и руководителей управлений и главных управлений. Назначены практически все, среди них есть как новые, так и уже работавшие на этих должностях руководители.
- Владимир Путин недавно обозначил одним из приоритетов силовых служб защиту интересов собственников, чему бизнес обрадовался. Как конкретно это будет осуществляться? Означает ли это, что МВД, например, больше не будет заниматься делами, связанными с приватизацией компаний, которые у вас до сих пор ведутся?
- Вопрос о защите собственности вообще ключевой. Хотя для МВД эти задачи и формулируются как новые. Но, еще раз повторюсь, МВД - это оружие, которое призвано защищать Закон, а не собственные умозаключения и политические позиции. Когда я был руководителем фракции "Единство", мы выступили с предложением по уменьшению срока давности по приватизационным сделкам с 10 до 3 лет. На мой взгляд, именно через законы нужно решать задачи по защите прав собственности.
- То есть органы МВД больше не будут заниматься приватизационными делами?
- Органы МВД будут заниматься тем, что будет предписано Законом. Моя личная позиция по приватизационным сделкам такова: ревизии итогов приватизации быть не должно.
Компетенция правоохранительных органов должна быть ограничена случаями нарушения законодательства, исключая ситуации, когда недобросовестные приватизаторы воспользовались несовершенством нормативно-правовой базы.
Сейчас структура МВД имеет такую задачу, как защита предпринимательской деятельности. Я убежден, что в этом вопросе нам придется активно сотрудничать с бизнесом, который за эти годы научился в чем-то дублировать функции правоохранительных органов, создав частные охранные предприятия, службы безопасности коммерческих структур, которые достаточно профессиональны. И считаю, что нам необходимо наладить конструктивные отношения с ними, они должны действовать в наших общих интересах: обеспечение порядка, обеспечение общественной безопасности.
Мы уже создаем возможности для обучения сотрудников частных охранных предприятий в системе МВД - я имею в виду Академию МВД. У нас есть возможность использовать систему нашего Информационного центра по запросам охранных структур. Мы можем, с другой стороны, от частных охранных предприятий получать информацию, например, видеонаблюдений, если в зоне, которая охраняется частными структурами, совершены какие-то противоправные акты. Пока это только начало. Я считаю, что здесь мы должны усиливать наши контакты и решать совместно общие задачи. В том числе и по охране собственности.
- То есть вы подписываете соглашения о сотрудничестве со службами безопасности крупных компаний?
- Например, "Роснефть" имеет свое предприятие в Чеченской республике - "Грознефть". Там криминальная ситуация тяжелая, были и имеются хищения нефти и нефтепродуктов, средний уровень этих хищений достигал 300 т в день. Было заключено соглашение между компанией "Роснефть" и нашим Управлением вневедомственной охраны, создан мобильный отряд по охране трубопроводов, скважин. И ситуация сегодня такова, что в отдельные дни удается избежать хищений полностью. Так что это тоже пример взаимодействия бизнеса и МВД по решению общих задач.
- Что вы думаете о реализуемой президентом судебной реформе? Некоторые силовики жалуются, что она ущемляет их интересы и полномочия.
- Судебная реформа должна привести действующее законодательство, включая процессуальные нормы, а также систему судопроизводства в соответствие с Конституцией, создать эффективный механизм обеспечения гарантий прав собственности, личности, способствовать развитию правовой культуры и правового сознания в России. Реформа позволит создать действительно серьезную судебную систему, повысить ответственность судей за выполняемую ими работу.
- Общее ролевое поведение силовиков, у которых суды отнимают массу полномочий, - активно противодействовать такой реформе.
- Отчасти это нормальная корпоративная логика. Однако я не считаю, что сотрудники, по крайней мере МВД, противодействуют проведению судебной реформы. При обсуждении создания Федеральной службы расследований рассматривался вопрос повышения роли дознания. Обсуждались вопросы уменьшения наказания за нетяжкие преступления, сокращения сроков проведения дознания и следствия. Это все воспринимается милицией как положительные факторы.
- В этом году должно родиться новое ведомство - финансовая разведка. Претендуете ли вы на то, чтобы создать ее на основе МВЦ при ГУБЭП МВД? Это должно быть силовое ведомство или ведомство гражданских финансовых аналитиков?
- Действительно, есть межведомственный центр при нашем Управлении по борьбе с экономическими преступлениями. И этот центр работает продуктивно. В то же время речь сегодня необходимо вести не о статусах, а о функциях. Очень важно, что межведомственный центр является органом анализа и обработки информации; мы в значительной мере используем его материалы. Однако, по моему мнению, функции финансовой разведки должно взять на себя гражданское ведомство.
Последние новости о борьбе и противодействии коррупции в России читайте в наших группах: : Facebook, ВКонтакте, Одноклассники, Twitter и в Livejournal
|