Сегодня руководители четырех приволжских субъектов федерации разорвали договоры с федеральным центром. Это не распад России, а скорее наоборот - губернаторы решили помочь президенту Путину наводить порядок в законодательстве страны и отношениях между разными уровнями власти
Кремль уже больше года выстраивает новые отношения с регионами. Причем делает это, стараясь не выходить за рамки сложившейся за 90-е годы модели федеративного устройства, т.е. не меняя Конституцию. Занятие это непростое, но губернаторы теперь помогают федеральному центру, причем самые догадливые даже опережают намерения Кремля.
Не успел президент Путин в конце июня воссоздать комиссию по разграничению полномочий между центром и регионами (работа которой замерла на стадии 1998 года, так что даже председателем у нее оставался "заместитель главы администрации президента РФ Путин В.В."), как главы регионов выступили со смелой инициативой.
Четыре приволжских губернатора и президента - Юрий Трутнев (Пермская область), Иван Скляров (Нижегородская область), Владимир Шаманов (Ульяновская область) и Леонид Маркелов (Республика Марий Эл) - решили расторгнуть договоры о разграничении предметов ведения и полномочий между их регионами и федеральным центром. И уведомили об этом президента - объяснив, что пошли на отмену договоров "руководствуясь целями обеспечения верховенства Конституции и федеральных законов", - и собственные законодательные собрания, которые теперь должны будут проголосовать за аннулирование договоров. Как подчеркнули в пресс-службе приволжского полпреда Сергея Кириенко, инициатива разрыва исходила от самих субъектов.
С началом путинской административной реформы стало ясно, что договорам в том виде, в каком они существовали последние годы, долго не протянуть (одним из первых против них выступил полпред в Северо-Западном округе Виктор Черкесов). После недавнего воссоздания президентской комиссии по разграничению полномочий ее глава Дмитрий Козак заявил, что в будущем система договоров может оказаться излишней, а сами они бессмысленными. Козак "предсказал" и то, что с инициативой ликвидации договоров выступят сами субъекты федерации.
Так и произошло - причем первыми высказались представители самого сложного (в смысле статусности и притязаний) Приволжского округа. Письмо Путину подписали бы и другие - но у кого-то срок действия договоров уже истек (как в Самаре, где пресс-секретарь Константина Титова заявила "Известиям", что "о письме губернатор не слышал, но с удовольствием подписал бы"), а где-то их просто не было (как в Чувашии, чей президент Николай Федоров всегда был против самой практики подобных договоров).
Член Совета федерации от Саратовской области Рамазан Абдулатипов заявил вчера "Известиям", что, хотя у его области и продолжает действовать договор с центром, сама практика договоров себя изжила: "по сути они давно уже не работают и ничего не решают". По мнению Абдулатипова, раз "договоры это дело добровольное, то и решать, нужны они или нет, должны сами регионы". А главный федеральный инспектор по Пермской области Владимир Соломонов заявил корреспонденту "Известий" Андрею Никитину, что "по-видимому, существующие договоры не соответствуют Конституции России. Договоры были подписаны еще при бывшем президенте России. Насколько мне известно, была проведена правовая экспертиза и выявлены некоторые нарушения в этих документах. Так что шаг четырех губернаторов я могу только приветствовать".
Но есть и противники отмены договоров. Вряд ли "инициатива четырех" понравится властям Татарии и Башкирии, где к договорам (кстати, уже во многом выхолощенным, в частности в сфере дополнительных финансовых льгот для регионов) относятся очень трепетно. Вероятно, теперь убеждать Казань и Уфу отказаться от договоров придется Козаку и Кириенко. При этом республикам нужно будет что-то предложить взамен, ведь немало республиканских политиков воспримут отказ от договоров как первый шаг к "самому страшному" - выравниванию прав всех субъектов федерации. А выравнивание, как предлагают некоторые губернаторы, лучше всего провести при помощи ликвидации "особого положения" национальных республик - вплоть до их переименования в "обычные области".
Но на столь резкие меры Москва сейчас не пойдет -- Дмитрий Козак недавно уже заявил о том, что в Кремле не против "индивидуальных отношений" с некоторыми субъектами федерации. Более того, по информации "Известий", один из приволжских губернаторов-подписантов уже заявил, что Москва обещает какие-то другие договоры взамен аннулированных.
Кстати
Проблема договоров между федеральным центром и субъектами федерации - одна из самых болезненных в федеративных отношениях. В начале 90-х Москва была вынуждена пойти на подписание отдельных договоров с субъектами федерации, чтобы удержать страну от распада. Первыми были Якутия и Татария. Казань отказывалась подписывать федеративный договор, требуя закрепить свой особый статус и экономические привилегии в отдельном соглашении, а Якутия требовала своей доли в добываемых на ее территории алмазах.
Право на заключение договоров было закреплено в Конституции 1993 года, и в дальнейшем подобные соглашения были заключены почти со всеми республиками и примерно двумя третями областей, краев и округов. Договоры сделали и без того разноуровневую федерацию совсем асимметричной, появился даже термин "конституционно-договорная федерация". Уже со второй половины 90-х многие федеральные политики и даже некоторые губернаторы (в основном из Центральной России) стали выступать за их отмену. Сейчас продолжают действовать 42 договора.
|