Вчера подъемная баржа "Гигант-4" заняла позицию непосредственно над корпусом атомохода "Курск" и закрепилась на восьми якорях. Естественно, речь идет не о традиционных якорях, а о вмонтированных в морское дно бетонных массивах, к которым крепежным инструментом фиксируются мощные тросы, удерживающие баржу. Установку баржи проводили два вспомогательных морских буксира. Теперь остается скрепить баржу и затонувшую субмарину двадцатью шестью креплениями, а когда госкомиссия примет эту работу, начнется подъем АПЛ.
Нужно отметить, что госкомиссия работает весьма придирчиво: периодически находит те или иные мелкие недоделки, и они устраняются. Например, вчера был выявлен брак в обработке одного из технологических отверстий на восьмом отсеке подлодки. Пространство за отверстием было плохо обработано, и работу переделали. Кстати, устранять недоработки на отверстиях восьмого отсека пришлось уже во второй раз. Требовательность проверяющих весьма уместна, ведь известно: чтобы избежать осложнений при отрыве лодки от морского дна, необходимо идеальное сцепление захватов с корпусом. Только тогда подъем пройдет, как это требуется, - достаточно плавно. А рывки нежелательны, ведь существует, пусть и теоретическая, опасность, что в результате удара надежно заглушенные атомные реакторы могут заработать вновь. К тому же в штабе флота не исключают, что на борту АПЛ остался боекомплект. Его тоже лучше бы не кантовать.
За радиационной обстановкой ведется очень внимательный многоуровневый контроль. Во-первых, мониторинг проводит исследовательское судно "Дежнев" с ведущими российскими и норвежскими радиологами на борту. Кроме того, на барже "Гигант-4", которая и будет поднимать "Курск", установлена наисовременнейшая система радиационного контроля и мониторинга "ПРМ-К", состоящая из двух блоков - надводного и подводного. Подводный блок включает восемь датчиков, которые вчера были закреплены на корпусе АПЛ, на специально подготовленном фундаменте в носовой части субмарины. Датчики будут поставлять непрерывную информацию, начиная с момента подъема и вплоть до установки АПЛ в док на ремонтном заводе в Росляково. Во время транспортировки подлодки дополнительный радиационный мониторинг водной среды будет производиться и с гидрографических судов, входящих в состав экспедиции особого назначения. Они будут идти по кильватерному следу баржи и вести непрерывные измерения.
За уровнем радиации не менее внимательно следят и на суше. Как сообщил губернатор Мурманской области Юрий Евдокимов, в области недавно начала работать автоматизированная система контроля за окружающей средой. Работа над такой системой началась еще задолго до трагедии "Курска" - в 1993 году, ведь в области много ядерных объектов. И так уж совпало, что сеть станций слежения начала функционировать на полную мощность к моменту подъема субмарины. Данные наблюдений накладываются на карту области, что дает возможность наблюдать (в том числе и по Интернету) в режиме реального времени, каков фон в каждой точке Кольского полуострова. А возле плавдока ПД-50, куда и будет отбуксирован "Курск", уже установлено световое табло, на котором отображаются данные гамма-фона. И, кроме того, как сообщил главный санитарный врач Мурманской области Юрий Погорелый, по всему побережью Кольского залива проводится сбор почвы и опавшей листвы - для радиационного контроля.
Подъем АПЛ займет примерно 10 - 12 часов с того момента, как корпус будет оторван от морского дна. Затем еще два-четыре дня уйдут на транспортировку лодки в поселок Росляково. Однако пока неизвестно, удастся ли оторвать субмарину от дна с первой попытки. Корпус глубоко ушел в ил, а к тому же неясно: отпилен ли до конца первый отсек или внизу корпуса осталась перемычка. В случае если при подъеме выяснится, что первый отсек недопилен, в ход пойдет специальный режущий инструмент, уже подготовленный на борту баржи "Гигант". Если же подъему помешает грунт - придется использовать специальный подрезной трос. Его подведут под корму атомохода и закрепят на двух буксирах. Двигаясь параллельно курсу лодки, буксиры подрежут мешающий грунт.
Подъем отпиленного первого отсека предварительно планируется произвести в середине будущего года. По словам главы ЦКБ "Рубин" Игоря Спасского, первый отсек представляет собой лишь груду искореженного металла, поэтому, скорее всего, он будет подниматься не целиком. "Мы определили, какие узлы и детали первого отсека необходимо извлечь на поверхность для того, чтобы окончательно определить, что же произошло с лодкой, в чем причина аварии".
Однако Главный военный прокурор России Михаил Кислицын надеется, что свет на тайну гибели атомохода удастся пролить уже в самые ближайшие дни после подъема лодки, и не дожидаясь извлечения из пучин фрагментов первого отсека. Михаил Кислицын намерен лично участвовать в осмотре внутренних отсеков "Курска". Кроме того, обследованием отсеков субмарины займутся 16 следственных групп, а их работа начнется сразу после того, как "Курск" встанет в док и пройдет радиационный и токсический контроль. Напомним, что по предварительным выводам следствия наиболее вероятны три версии катастрофы - это взрыв торпеды в первом отсеке, столкновение с посторонним объектом или подрыв на мине времен второй мировой войны. У каждой из версий есть свои "за" и "против"...
|