В начале этого года у компании Georgian Glass & Mineral Water, крупнейшего в СНГ производителя минеральной воды под маркой "Боржоми", сменились владельцы. Новый акционер - компания Salford, созданная бывшим управляющим директором Альфа-банка и консультантом Бориса Березовского Евгением Иоффе. Правда, Иоффе утверждает, что на этот раз действует не в интересах клиента, а в своих собственных.
Торговая марка "Боржоми" появилась в 1890 г. , но расцвета достигла только в советские времена, войдя даже в народный фольклор в виде известной пословицы "поздно пить боржоми. .. ". После распада СССР независимая Грузия приватизировала предприятия по розливу "Боржоми". Их приобрела в 1995 г. Georgian Glass & Mineral Water (GG&MW) , основанная известными грузинскими бизнесменами Мамукой Хадарадзе и Бадри Джапаридзе. В 1997 г. акционерами компании стали также International Financial Corporation (инвестиционная "дочка" Всемирного банка) и фонд Baring Vostok Partners. Процентные доли акционеров в компании не раскрываются. Сейчас GG&MW - крупнейший производитель минеральной воды под маркой "Боржоми" на территории всего СНГ. При этом на долю GG&MW приходится около 10% продаж минеральной воды в России. По данным самой компании, ее объем продаж составляет около $30 млн в год, причем на Россию приходится 50% сбыта.
Между тем западные акционеры GG&MW - IFC и Baring Vostok - еще в 2001 г. решили выйти из проекта и выставили свои акции на торги. Участники рынка говорят, что на акции компании претендовали "Вимм-Билль-Данн" и Danone. Однако "Вимм-Билль-Данн" весной прошлого года решил построить собственный завод минеральной воды в Новгородской области стоимостью $15 млн. Danone отказался от сделки после того, как нефтяная компания BP объявила, что ее нефтепровод Баку - Джейхан будет проходить через долину Боржоми, где расположены источники минеральной воды.
В конце концов избавиться от доли в GG&MW фондам помогла лондонская инвестиционная и консалтинговая компания Salford, которую полтора года назад создал бывший управляющий директор Альфа-банка Евгений Иоффе. "Salford помогла акционерам профинансировать выкуп части акций у IFC и Baring, а часть акций приобрела для себя", - рассказал "Ведомостям" информированный источник, близкий к сделке. Он уточняет, что перед сделкой у GG&MW было семь акционеров. "Теперь двое вышли из проекта и один (Salford) вошел. Никто из акционеров не имеет контрольного пакета, но Salford стала существенным миноритарием с пакетом больше блокирующего", - поясняет он.
Пресс-секретарь Baring Vostok Евгений Шидяев подтвердил "Ведомостям", что его компания вышла из состава акционеров GG&MW. Вице-президент и акционер GG&MW Бадри Джапаридзе подтвердил "Ведомостям", что в составе акционеров один фонд сменил другие, а в остальном акционеры компании остались прежними.
Евгений Иоффе имеет обширные связи в мире бизнеса. По информации участников рынка, Salford несколько раз выступала в качестве консультанта Бориса Березовского при продаже активов. Кроме того, будучи управляющим директором Альфа-банка, Иоффе консультировал по ряду приобретений несколько крупных компаний, в том числе "Вимм-Билль-Данн". Однако владелец Salford уверяет, что производителя "Боржоми" приобретал для себя: Иоффе уточняет, что сделка по GG&MW проведена в интересах инвестфонда New World Value Fund, управляющей компанией которого является Salford. "Бадри Патаркацишвили [партнер Бориса Березовского, проживающий в Грузии] нам помогает, - признает Иоффе, однако добавляет: - Но акционером GG&MW не является".
По словам информированного источника, Salford инвестирует в GG&MW $20 - 30 млн, которые будут вложены в маркетинг, улучшение дистрибьюции, выпуск новой продукции. Цель компании - вывести "Боржоми" на объемы продаж советских времен - около 300 млн бутылок в год. В этом году планируется увеличить объем продаж до $38 - 40 млн.
|