Финская компания Fortum стала крупнейшим миноритарным акционером "Ленэнерго", выкупив 9,3% его акций у E.ON Energie. В "Ленэнерго" утверждают, что E.ON продал акции из-за стремления администрации Санкт-Петербурга национализировать компанию. Но участники рынка называют такую трактовку малоубедительной.
В конце прошлой недели немецкому энергетическому гиганту E.ON удалось преодолеть сопротивление девяти европейских энергокомпаний, выступавших против его слияния с газовым концерном Ruhrgas. С одним из противников этого объединения - финской Fortum - E.ON договорился об обмене активами на общую сумму около 800 млн евро (подробнее см. статью на стр. Б3). В официальном сообщении Fortum говорится, что в числе прочего финская компания получит от E.ON 9,3% акций "Ленэнерго". В результате Fortum увеличит свою долю в крупнейшей энергокомпании Северо-Запада до 15,7%.
Источник, близкий к Fortum, заявил "Ведомостям", что сделка с E.ON - большая удача для финской компании. "Наверняка E.ON расплатился акциями "Ленэнерго" с Fortum за отзыв иска о запрете на слияние [с Ruhrgas], - объясняет собеседник "Ведомостей". - В Финляндии практически столько же жителей, сколько в Питере. Фактически речь идет о 15% финского рынка электроэнергии". Аналитики банка HVB в своем отчете тоже отмечают, что "обмен активами, совершенно очевидно, более выгоден Fortum, чем E.ON".
Но руководство "Ленэнерго", получив известие об этой сделке, объявило истинной причиной выхода E.ON из капитала своей энергокомпании политику региональных властей по отношению к "Ленэнерго". "По всей видимости, E.ON решил не рисковать и выйти из состава наших акционеров", - сказала "Ведомостям" директор по связям с общественностью "Ленэнерго" Лариса Семенова. В "Ленэнерго" уход E.ON связывают с исками администрации Петербурга и ООО "Независимые эксперты", в которых оспаривается законность приватизации энергокомпании. Иски были поданы в конце декабря - начале января в Арбитражный суд Петербурга и Ленобласти, а первое судебное заседание назначено на 12 февраля. По словам Семеновой, иностранные акционеры компании обеспокоены попыткой национализации "Ленэнерго". Она говорит, что уход E.ON может привести к сокращению внешних заимствований и капвложений "Ленэнерго". "ЕБРР одобрил выделение кредита в $40 млн, в том числе благодаря присутствию E.ON в составе акционеров нашей компании", - напоминает Семенова.
Однако руководитель московского представительства E.ON Семен Гершович отказался комментировать такую трактовку причин сделки с Fortum. А питерские чиновники называют версию "Ленэнерго" безосновательной. "Надо дождаться решений суда, а после этого делать столь смелые заявления. Еще не факт, что арбитраж примет нашу сторону", - говорит вице-губернатор Петербурга Анна Маркова. По ее мнению, состав акционеров никак не повлиял на состояние энергокомпании: "Тарифы на тепло и электроэнергию регулярно повышаются, а сетевое хозяйство "Ленэнерго" не реконструируется".
Участники рынка и другие акционеры "Ленэнерго" также не видят связи между сделкой с акциями и попыткой национализации. Начальник аналитического управления Альфа-банка Андрей Руденко называет заявление "Ленэнерго" "несколько удивительным". А Александр Бранис, член совета директоров "Ленэнерго" и директор Prosperity Capital Management (владеет приблизительно 5% акций "Ленэнерго") , утверждает, что его компания не верит в возможность национализации "Ленэнерго". "Не исключено, что акционеров беспокоит затягивание реформирования российской энергетики. Но это далеко не первый выпад питерских властей. И ранее акционеры (и E.ON в том числе) на них не реагировали", - говорит Бранис. Он считает, что перераспределение акций "Ленэнерго" в пользу Fortum сыграет положительную роль, так как решение о реформировании энергокомпании проще принять, если у нее есть крупный стратегический инвестор. (Использованы материалы DJ, FT. )
|