Что общего у компании «Газпром», провалившегося мюзикла и замерзающих российских регионов? Мы расскажем. Ну вот, например. Вам никогда не приходило в голову, что театральный проект «Бродвей в Москве» и созданный в его рамках мюзикл «42-я улица» — не более чем реклама отечественного газового монополиста, крупнейшей в России компании «Газпром»? Одна только продюсерская фирма «Краснов дизайн» за постановку мюзикла получила от «Газпрома» около одиннадцати с половиной миллионов долларов. Остальные рекламные кампании газового монополиста тоже исчисляются в миллионах «зеленых». Тех самых, что могли спасти тепловые сети выстуженного Иркутска и Сахалина. Да и саму корпорацию, чье экономическое положение оставляет желать лучшего.
Конечно, у контролирующих органов может возникнуть масса вопросов. Например, зачем «Газпрому» реклама? Тарифы на газ от настроения потребителей никак не зависят. В самом деле, разве под влиянием рекламы мы станем дольше кипятить чайник на газовой конфорке, а электростанции загрузят работой лишние турбины? Может, узнав, что «Газпром» – наше «национальное достояние», добрые соседи перестанут воровать наш газ из транзитных газопроводов? Песни и танцы заморских артистов подтолкнут мировые газовые цены, добавив в российский бюджет пару сотен миллионов?
«Газпром» не нуждается в рекламе. Зато, судя по его отчетам, все больше нуждается в деньгах. Надо ремонтировать устаревающее оборудование, бурить новые скважины, строить трубопроводы. Но бедность – это еще не повод отказываться от рекламы. Имидж стоит дороже денег. А работа по его укреплению вполне может сделать вас миллионером.
«Пишите письма» — не самый бестолковый совет желающим быстро разбогатеть. Важно только, чтобы ваш адресат был человеком состоятельным. А еще необходимо подробно обосновать, почему именно он должен осыпать вас золотым дождем. Оба этих требования будущие продюсеры мюзикла «42-я улица» выполнили блестяще. Впрочем, судите сами.
Плутовской роман в письмах
«Уважаемый Алексей Борисович!
Опыт последних лет в области постановки качественных, высокобюджетных мюзиклов в России («Метро», «Норд-Ост» и др.) показал, что эти яркие зрелищные композиции, насыщенные музыкой и действием, благожелательно восприняты критикой, пользуются заслуженным успехом у нашего зрителя и являются примером удачного сочетания творческих и коммерческих интересов.
...В связи с этим наша организация и компания «Триоль продакшн» разработали и предлагают Вашему вниманию творческий проект «Бродвей в Москве»…
…Однако понятно, что столь грандиозный проект, предусматривающий ежедневное представление в течение всего 10-месячного театрального сезона, не может не быть затратным. Общая стоимость проекта «Бродвей в Москве» составляет более $11 млн в год, причем уже на начальном этапе нам необходимо располагать суммой в $3 млн для оговоренных контрактом проплат...
Уверены, что мы окажемся достойными помощи крупнейшей компании России, признанного лидера новой российской экономики.
Благодарим Вас.
С уважением Б. Краснов,
Президент ООО «Краснов дизайн».
В приложении к письму — смета на 11 426 912 американских долларов.
Для справки: три миллиона долларов — это примерная стоимость обустройства полноценной газовой скважины.
Правда, просто так получить три миллиона долларов да с гарантией выдачи еще девяти не так-то просто. В «Газпроме», как и во всех полугосударственных структурах, хватает бюрократов, поэтому согласование заманчивого предложения господина Краснова рисковало затянуться на неопределенный срок.
Тем более что свое недоумение по поводу необходимости финансирования явно непрофильных мюзиклов на «газовые» деньги высказала служба безопасности «Газпрома». Проверив смету господина Краснова, ее специалисты решили, что «…общая сумма сметы завышена примерно на 5 500 000 долларов США». При этом «…сумма в графе «изготовление декораций» умышленно увеличена в пять раз».
Результат проверки звучал следующим образом:
«…Данные обстоятельства могут характеризовать деловые качества Контрагента («Триоль») как недобросовестного партнера… Учитывая вышеизложенное, а также отсутствие обоснования целесообразности участия ОАО «Газпром» в финансировании данного проекта, считаем принятие решения о поддержке проекта «Бродвей в Москве» преждевременным…»
Искусство требует жертв
Следует помнить, что вердикт службы безопасности, как и все прочие мнения подчиненных, носил для руководства «Газпрома» сугубо рекомендательный характер. Пресловутые бюрократические барьеры рухнули под напором превосходящих сил служителей музы: в августе того же года, влиятельный начальник департамента по управлению имуществом и корпоративными отношениями господин Красненков, в рамках кампании по борьбе с бюрократизмом отправил на имя председателя правления компании Миллера служебную записку.
Оказывается, по мнению Красненкова, «…информационные поводы, на которые рассчитывает Общество (то есть компания «Газпром». — Авт.), рассматривая предложения по укреплению имиджа ОАО «Газпром», имеют ограниченный во времени характер, а процесс согласования и визирования проектов договоров некоторыми департаментами Общества занимает порой длительное время и приводит к тому, что исполнение договоров оказывается несвоевременным и малоактуальным…» Следовательно, по мысли завхоза российского газового гиганта, нужно радикально сократить перечень необходимых для согласования инстанций.
Рассуждения Красненкова о вреде бюрократии показались руководству «Газпрома» вполне убедительными. Вскоре он получил доверенность, которая давала ему право подписи от имени компании договоров на проведение имиджевых и рекламных мероприятий. Общая сумма бюджета была обозначена в 18 720 900 долларов США, из которых три миллиона предназначались для компании «Триоль продакшн» на постановку мюзикла, а остальные — для разработки столь же перспективных затей.
Свидетелями дальнейшего развития событий стали все без исключения москвичи и многие гости столицы. Получив деньги, продюсеры «выдавили» из Московского дворца молодежи «КВН» Александра Маслюкова и развернули грандиозное представление под названием «42-я улица». Правда, просуществовал мюзикл недолго — несколько месяцев, причем при полупустом зале...
По мнению театральных критиков, постановщики не рассчитали с актерским составом: блистательная труппа, привезенная господином Красновым из Соединенных Штатов, совершенно не говорила по-русски. А наш зритель мало что понимал в американском варианте английского. О том, укрепило ли появление американских танцоров в Москве имидж газового монополиста, искусствоведы умалчивают.
Наш ответ Голливуду
Миллионные бюджеты случаются не только у театральных постановок. Кино, например, с точки зрения «распила» рекламного бюджета, снимать не менее выгодно.
В августе прошлого года все тот же неугомонный начальник газпромовского департамента по управлению имуществом подписывает очередной договор на оказание рекламных услуг. На этот раз «укреплять имидж» газового монополиста подрядилась некая «Телекомпания ТАТА».
Новый проект, судя по объяснительной записке авторов, при надлежащем исполнении мог бы затмить все телесериалы, начиная от импортной «Скорой помощи» и заканчивая отечественной «Каменской». В творческом плане съемочной бригады значилось двадцать получасовых серий, рассказывающих в высокохудожественной форме о жизни и истории компании «Газпром». Рабочее название выдержано в стиле фэнтези: «Властелин газа». Эпическое повествование начинается с петровских времен, эпохи рудокопных промыслов, плавно перетекая в нынешнии реалии «Газпрома». Приятный женский голос за кадром комментирует скупую телевизионную картинку:
«…Многим известно и то, что природный газ применим не только в качестве прямого источника тепла, но и является важным топливом для турбинной выработки электрической энергии… Прежде газовое дело существовало в России как выработка из каменного угля искусственного газа, который сжигался в газовых фонарях для освещения улиц… Еще при Петре Великом рудокопы обращали внимание на характерный запах природного газа, скапливающегося на дне выработок…»
Главные темы последующих серий говорят сами за себя:
«…17. «Деревенский истопник» (социальное значение газификации регионов России).
18. «На страже экологии» (экология газификации промышленности и транспорта).
19. «Не газом единым» (спонсорские, культурные и оздоровительные программы).
20. «Хозяин «Газпрома» («народный» характер формы и деятельности корпорации).
Все удовольствие стоило 1 149 750 долларов США. Еще 985 250 «зеленых» — за размещение этого киношедевра на телевидении. А в придачу к «Властелину газа» «ТАТА» обязалась снять фильм «Юбилей «Газпрома» — за 451 575 долларов. Итоговая сумма, с учетом неких «услуг Исполнителя», «тянула» на два с половиной миллиона долларов.
Деньги были выделены незамедлительно. Робкие протесты газпромовских же специалистов в расчет не принимались. Неизвестно, дошла ли хотя бы одна внутренняя рецензия сценария до высшего руководства компании, но проведенный специалистами «Газпрома» анализ художественной ценности будущего сериала не оставляет ему ни единого шанса:
«Есть большие сомнения в его эффективности с точки зрения повышения имиджа компании… Во-первых, композиция… предельно незатейлива и банальна… Нудная «перечисленщина»… событий в строгой хронологической последовательности… Не прояснена проблематика, связанная с сегодняшней ситуацией в «Газпроме»… Концептуальный тезис о «народном капитализме» в «Газпроме» выглядит натяжкой и по большому счету не отражает реальности: доля физических лиц в структуре акционерного капитала «Газпрома» сократилась с 1995 г. до настоящего времени с 48,03 до 16,81 процента…».
Лыжами по имиджу
Сколько заработали авторы и режиссеры многочисленных «газовых» артпроектов, подсчитать можно. Цену живой заинтересованности газпромовских чиновников в продвижении явно беспомощных сценариев должна установить специальная государственная проверка. Ведь, насколько известно, главным акционером «Газпрома» до сих пор является государство? И кому, как не российскому правительству, озаботиться судьбой выброшенных на бездарные затеи миллионы долларов?
Правда, настоящее, действенное укрепление имиджа обходится «Газпрому» довольно дешево. Помните, как недавно половина Москвы была завешана рекламными щитами с фирменным газпромовским огоньком? Тогда газовый монополист рекламировал Кубок президента по горно-лыжному спорту и себя в качестве его главного спонсора.
Открытие турнира было назначено с тонким расчетом — на 20 декабря, день празднования очередной годовщины главной отечественной спецслужбы. В один поздравительный букет первому должностному лицу страны были сплетены намеки на его первую профессию и нынешние спортивные увлечения. Более действенной и дешевой рекламы для газового монополиста просто нельзя придумать. Только власть может повлиять на жизнь естественной монополии. А лесть никогда не стоила дорого...
Отдел расследований
Комментарии:
Игорь ВОЛОГУЕВ, заместитель начальника пресс-службы «Газпрома»
— Когда планируется показ фильма «Юбилей «Газпрома» и сериала «Голубой газ»? И на каких каналах мы его можем увидеть?
— Мне ничего не известно о фильме «Юбилей «Газпрома» и сериале «Голубой газ». Впервые об этом слышу. Ближайшее крупное событие — это концерт, посвященный юбилею «Газпрома», который пройдет 14 февраля в Кремле.
— Но эти фильмы должны были быть сняты в рамках рекламной кампании «Газпрома»?
— Значит, этот вопрос — в ведении департамента управления имущества и корпоративных отношений. Там должны знать, о чем идет речь. Мы этой информацией не обладаем.
Борис КУЗЬМИН, начальник департамента по управлению персоналом «Газпрома»
— Какие мероприятия запланированы к юбилею «Газпрома»? Насколько нам известно, вы собираетесь показать по телевидению фильм «Юбилей «Газпрома»...
— Я не понимаю, почему вам об этом не рассказали в департаменте информационной политики? Департамент информации отвечает за это направление: за издание и освещение кампании в прессе, постановку рекламы на телевидении. Почему они переводят сюда стрелки? Непонятно. Вообще-то в десять часов у нас проходит концерт, а в пять перед ним будет презентация нового фильма. Также у нас снят сериал про «Газпром». Насколько я знаю, он будет показываться по НТВ, только не могу сказать точно, в какое время. Скорее всего, в первых числах февраля. Вообще на эти вопросы вам должны были ответить в департаменте информационной политики.
Власта МАТКОВСКАЯ, заместитель начальника департамента управления имущественных и корпоративных отношений.
— Что вы можете сказать об организации «Триоль продакшн»?
— А почему вы ими интересуетесь? Мне удивительно, откуда у вас информация об этих фирмах.
— Вы с ними сотрудничаете?
— А что вы хотите? Cделайте официальный запрос. У меня нет полномочий комментировать такие вопросы. И нет желания. Наша организация работает только по официальным заявлениям.
P.S. «Новая команда» «молодых профессионалов» государственной компании «Газпром» не выдержала проверку шоу-бизнесом. «Питерцы» оказались не лучше и не честнее «московских». «Народная» компания, только за последние годы вдвое сократив число физических лиц среди своих акционеров, все больше приобретает черты частной лавочки. Как иначе можно оправдать многомиллионные траты практически государственной компании на рекламу в то время, когда впору рекламировать буржуйки?
|