18 октября 2002 года в центре Москвы, на Новом Арбате, был застрелен губернатор Магаданской области Валентин Иванович Цветков. Несмотря на светлое время суток и высокую плотность милиции в этом районе, убийце удалось скрыться на автомобиле. Президент Владимир Путин назвал это дерзкое злодеяние преступлением против государства.
Московские следователи и журналисты немедленно вылетели в Магадан.
...Магадан - городок небольшой, но богатый. На 130 тысяч населения отмечено 65 тысяч автомобилей. К пешим почтения нету. От «тойот» и «ниссанов» едва успеваешь увертываться. А число сомнительных заведений для растления малолеток превышает даже московский размах на численность населения. Это видно на глаз. Народ дюже знойный, как и всюду на севере. Люди холодные и мечтатели здесь ныне не выживают. Народ горячо обсуждает убийство своего губернатора. Главная версия - губернатора скорее расстреляла мафия. Либо рыбная, либо водочная, либо золотоворовская...
Рыбная мафия
Сначала я отправился к браконьерам: «Вы, что ли?» Браконьеры сказали: «Нет!» - и сердито добавили: «Если уж кого и мочить, так гражданина Самойленко! Совсем озверел, ..., последний кусок изо рта вырывает!»
Виталия Самойленко, начальника управления «Охотскрыбвод», ненавидят все: от деревенских мужичков-алкоголиков, от пилотов гражданской авиации до председателя рыбного Комитета Евгения Наздратенко.
Легендарный Самойленко обрушился черным проклятием на головы браконьеров колымских в начале этого года. Прежде до пенсии он служил в органах и был не менее зловещей фигурой для колымского преступного мира.
- Меня пригласил на этот пост сам покойный губернатор Цветков, - рассказывал мне Самойленко. - Первым делом я тут разогнал всех воров, которых наплодило прежнее начальство. На воров у меня глаз наметанный. Вызываю его и спрашиваю: «У тебя зарплата сколько? Четыре тысячи? А откуда эти японские иномарки? Костюмы? Часы золотые?..»
Надо отметить, «Охотскрыбвод», пожалуй, единственное на Колыме учреждение, где чиновники, подобно начальнику, одеты строго по-советски. И даже на женских телах никаких излишеств. Только полоски на пальчиках от колечек говорят, что дома с вечера до утра они живут не по средствам.
С приходом Самойленко количество браконьерской рыбы, краба, икры на Колыме сразу же стало изыматься какими-то несусветными мириадами тонн.
- Да, браконьеры ко мне часто ходят, - рассказывает Самойленко. - «Вы меня разорили! Я ссуду взял, а вы у меня 15 тонн икры отобрали! Чем долг отдавать?! Мне что, сейчас самому застрелиться или...» А ты не воруй! Такие, как ты, всю Россию разворовали! Но не успел я еще развернуться, как Наздратенко издал приказ о моем увольнении без всяких объяснений причин. Губернатор Цветков дважды в Москву летал биться за меня с Наздратенко, а потом по суду меня восстановили. И тогда губернатор сказал мне - за твое увольнение было заплачено триста тысяч долларов!
А сколько заплачено за восстановление, про то репортеру неведомо.
Потом один маститый и уважаемый браконьер под влиянием пагубной привычки рассказал репортеру такую правду-матку:
- Самойленко, конечно, лютует, но его никто не замочит, потому что он не берет. Таких на Руси единицы, их надо беречь, иначе действительно все разворуем.
- А был ли покойный Цветков нравственным человеком? - спрашиваю браконьера.
Браконьер слегка поперхнулся и философски заметил:
- Он был губернатором! А еще была у него любимая шутка-прибаутка. Придешь, бывало, к нему с бумагой, и он, прежде чем подписать, обязательно паузу выжмет и хитро так спросит: «А что я с этого буду иметь?» Иной, кто впервые, трепетать начинает и в словах заплетаться, а покойник каверзно так смотрит и вроде как ублажается... Ладно, царство ему небесное! Ты икрой-то закусывай.
- Спасибо, но я больше килограмма за раз не могу.
- Я тебе, пресса, по секрету скажу: против Самойленко уже найдены варианты. Он отобранную у браконьеров икру на рыбозаводы отправляет - таким же браконьерам - на экспертизу, а браконьер с браконьером всегда договорятся. И Самойленко получает бумагу с печатью: икра хреновая и подлежит немедленному уничтожению! Он же не побежит проверять... Конечно, все это нам дополнительные затраты, потому икра в Магадане ныне вдвое подорожала.
К тому же против Самойленко теперь активно используют авиацию. Вертолетами выбрасывают десант на 150 - 200 километров по рекам в глубь материка. Соль им туда, сети, продукты на месяц, на два. Опять дорого, зато в той медвежьей глуши мужичков с икрой никто не достанет, только со спутника. За этот сезон в дальних реках икры добыли тонн пятьдесят. Рыбу, понятно, выбросили.
Эх, хвост-чешуя!..
Тут читателю, особенно юному, надобно пояснить, как устроено браконьерство. Всякой рыболовецкой бригаде разрешают честно добыть, скажем, не больше 100 тонн рыбы. Иначе они Охотское море превратят в Мертвое море-2. Но человек алчен и посему трудолюбив. Бригада может все 300 выловить. 100 они честно сдадут на берег, еще 100 (уже браконьерских) продадут незаметно японцам. И еще 100 из нежной любви к москвичам надо тайно отправить в столицу. Арендуется сорокатонный Ил-76 (где 40, там и 100 влезет), даются взятки разным чиновникам, и те слово «рыба» переиначивают в близкое по значению, например, «веники». И если не вмешаются непорочные инспектора, то веники спокойно окажутся на столе даже у генерального прокурора.
Столь же ударно трудятся на икре мужички поселковые. Едут к ним перекупщики аж из Якутска за 2 тысячи километров с бочонками спирта (водка-то на Колыме дорогущая!). Остановят такого обратно на трассе, у него в джипе тонна икры. «А я, - говорит, - скупил у 100 местных рыболовов-любителей для своего личного потребления. Все по закону!»
И вот здесь господин Самойленко энергично меня просил довести до Госдумы сей жуткий факт расхищения родины в масштабах космических. «Запретить вывоз икры, как пищевого продукта, без акциза и документа от магазина, дабы не провоцировать поголовное пьянство и браконьерство местного населения! Самопальная икра производится в условиях антисанитарии, часто людьми с инфекционными заболеваниями, туберкулезом в том числе».
Сам же он незаконно и под разным предлогом надолго задерживает груз коробейников. Оттого мужики в иных селах неделями ходят трезвые. Это и называется «Самойленко у голодных детей кусок отымает».
- Каждый член экипажа самолета Магадан - Москва проносит на борт по два контейнера браконьерской икры, по 32 килограмма в каждом! - поясняет Виталий Самойленко. - Это, я посчитал, около 100 тонн в год! Причем передают им эти контейнеры разные случайные люди в обход всякого контроля, буквально через забор! У меня все заснято на скрытую видеокамеру.
Представляю, что творится в других наших рыбных аэропортах! Особенно в Махачкале, Астрахани, Элисте, Волгограде...
Нет, не уверен, что колымская рыбная мафия как-то причастна к убийству губернатора. У них главный враг - Виталий Самойленко.
«Ходят слухи тут и там...»
Московские сыскари дали в СМИ телефон, по которому всякий честный и что-то знающий гражданин может позвонить и встретиться со следователями. Я тут же пожелал выполнить свой гражданский долг. Но те упорно отбились от встречи. Будто бы прав народ, утверждая: дело заранее спущено на тормозах!
Все главные начальники от областной прокуратуры, милиции, ФСБ наглухо укрылись за спинами своих пресс-секретарш. Особенно мне хотелось познакомиться с ФСБ, потому как по городу бродили какие-то провокаторы и объясняли народу на рынках - губернатора-де показательно расстреляли спецслужбы! По приказу... Самого! Это затем, чтобы другие боялись супротив власти!
- Вы-то откуда знаете? - спросил я одного с бородкой, похожего на художника с «бульдозерной выставки».
- Было приказано три часа не убирать тело с тротуара и чтобы казать по всем телеканалам! - заговорщически вещал он, не называя источника.
Что за люди и кем они куплены, можно примерно вычислить, и об этом всерьез мы помыслим после. А пока что следует потревожить мафию «золотую».
ИЗ ДОСЬЕ «КП»
Цветков Валентин Иванович. Родился 27 августа 1948 года. С пятилетнего возраста жил в Магаданской области. Окончил Запорожский машиностроительный институт. Начинал работать мастером на Магаданском ремонтно-механическом заводе.
В 1983 - 1986 гг. - заместитель директора, директор предприятия «Магаданнеруд». С 1986 по 1994 год - генеральный директор АО «Магаданнеруд».
В 1990 году КГБ СССР возбуждено уголовное дело о промышленной контрабанде против СП «Спарк», директором которого был Цветков. 17 апреля 1991 года дело прекращено «за отсутствием состава преступления».
В 1993 - 1996 гг. - депутат Совета Федерации. В 1995 году депутат Госдумы РФ. В 1996 году избран губернатором Магаданской области. В 2000 году вновь избран губернатором, получив около 63 процентов голосов.
А В ЭТО ВРЕМЯ
Генпрокуратура «наехала» на рыбных чиновников
В ходе расследования убийства губернатора Магаданской области Валентина Цветкова против зампредседателя Госкомрыболовства РФ Леонида Холода и директора Магаданского НИИ рыбного хозяйства и океанографии Александра Рогатных возбуждено уголовное дело. Правда, как заверил заместитель Генпрокурора страны Владимир Колесников, непосредственного отношения к убийству губернатора оно не имеет.
Тем не менее основные версии причин убийства Цветкова - это квоты на вылов крабов и других ценных морепродуктов, золотодобыча, северный завоз и водочное производство. Если Цветков глубоко копнул по этим четырем направлениям, то, считают следователи, «заказать» его могли воротилы любого из них. Ведь только руководство Госкомрыболовства и МагаданНИИРО, выделяя (якобы на научные цели) дополнительные квоты на вылов валютных морепродуктов, «нагрело» государство на 17 миллионов долларов. И это - по самым скромным подсчетам оперативно-следственной бригады.
По издавна отработанной схеме ученые каждый год дают промысловикам квоты на отлов «подопытных даров моря». Сперва - по самому минимуму. И этого наверняка вполне хватило бы - для изучения. Но... не для кармана. А потому перед началом путины с подачи чиновников от науки чиновники от власти эти квоты существенно увеличивают. При этом разрешения на вылов «научных» квот достаются различным рыболовным кампаниям. В том числе - японским да корейским. А те, уже в свою очередь, делятся со своими благодетелями баснословным барышом.
Когда всей этой схемой вплотную занялись следственные бригады в Москве и Магадане, прокуратура ахнула.
- Мы даже не ожидали таких масштабов злоупотреблений, - заявил Владимир Колесников. - Пока это начальная стадия расследования. И она будет доведена до логического конца, невзирая на лица.
«Лицам» инкриминируется статья 286 ч. 3 УК РФ - «служебные нарушения, нанесшие значительный ущерб». А это до 10 лет лишения свободы.
3 декабря 2002 г.
Александр ЕВТУШЕНКО
|