В Канавинском районном суде Нижнего Новгорода оглашен приговор в отношении сотрудников Канавинского РУВД Николая Хорьякова и бывшего оперуполномоченного того же РУВД Михаила Нелидова. За превышение должностных полномочий Хорьяков осужден на четыре, Нелидов - на два года лишения свободы условно.
16 ноября 2000 года Хорьяков со своим сослуживцем, одетые в штатское, находились в мини-кафе, где избили Сергея Олейника за то, что тот не подчинился их требованиям покинуть помещение, когда они представились сотрудниками милиции. Они вытащили Сергея из кафе и избивали ногами, повалив на землю. От боли Сергей дважды терял сознание. После этого милиционеры доставили его в 1-й отдел милиции Канавинского РУВД, откуда его вскоре освободили.
В течение двух лет уголовное дело неоднократно прекращалось, возобновлялось и приостанавливалось. Михаил Николай Нелидов, подчиненный Хорьякова, желая помочь начальнику избежать уголовной ответственности, вынудил двух сослуживцев дать ложные показания. В ходе расследования обман был вскрыт. С помощью сотрудников Управления собственной безопасности Приволжского федерального округа эти доказательства были получены и направлены в прокуратуру.
В результате проведенного областной прокуратурой дополнительного расследования было предъявлено обвинение не только Хорьякову, избившему Сергея Олейника, но и Нелидову, "организовавшему" ложные свидетельства. Предъявить обвинение другому милиционеру, участвовашему в истязании, не удалось, так как он скрылся от следствия.
В ходе судебного следствия все обстоятельства этого дела подтвердились. Выступая в прениях, государственный обвинитель высказал мнение, что вина Хорьякова в суде доказана: он совершил тяжкое преступление против интересов государственной службы и общества, причинив серьезный вред потерпевшему Олейнику, ставшему инвалидом III группы.
По мнению руководителя нижегородской правозащитной организации Игоря Каляпина, если бы обвиняемые и потерпевший смогли поменяться местами, приговор суда был бы иным. "А для милиционеров условное наказание - сегодня самая высшая мера в России", - убежден правозащитник.
Довести дело до суда, если обвиняется человек в погонах, крайне трудно, а уж вынести обвинительный приговор костоломам в милицейской форме и вовсе представляется почти невозможным.
На практике чаще случается по-другому - провинившийся правоохранитель, как правило, увольняется с государственной службы, а в прокуратуре дело благополучно закрывается.
Тем не менее в последнее время хорошо отлаженная десятилетиями система начинает давать заметные сбои. Так, например, недавно заведены уголовные дела в отношении двух высокопоставленных сотрудников ГУВД по Нижегородской области. Начальник отдела Управления уголовного розыска Андрей Ермаков подозревается в злоупотреблении служебным положением и причастности к разбойному нападению на инкассаторов. Исполняющий обязанности начальника областного Управления по борьбе с незаконным оборотом наркотиков Дмитрий Паршин, видимо, до такой степени хорошо разобрался в работе, что сейчас обвиняется в незаконном хранении и сбыте наркотиков. До окончания следствия милицейское начальство не берется комментировать случившееся. Такого рода комментарии вообще не в правилах сотрудников МВД.
В деле Дмитрия Паршина к тому же фигурирует президент Нижегородской областной палаты адвокатов Николай Рогачев. Обвиняемый Игорь Паршин - племянник главного нижегородского адвоката. Дядя принялся хлопотать за близкого родственника, но зашел в своих родственных чувствах столь далеко, что сам был задержан сотрудниками милиции. Как утверждают в Управлении собственной безопасности ГУ МВД в Приволжском федеральном округе, господин Рогачев якобы пытался незаконным способом изъять у оперативников видеокассету - "вещдок" на его любимого племянника.
Так или иначе, все эти факты свидетельствуют о крайне неблагоприятной обстановке в областном ГУВД.
Нижний Новгород
|