В распоряжении "Ведомостей" оказался проходящий под грифом "Для служебного пользования" отчет Контрольно-счетной палаты Москвы о многочисленных финансовых нарушениях, отмеченных при строительстве первого семикилометрового отрезка третьего транспортного кольца столицы. Аудитор Евгений Сироткин оценил ущерб городскому бюджету примерно в 6 млрд руб.
"Засекретил" отчет КСП сам глава палаты Виктор Двуреченских после согласования результатов проверки с мэром Юрием Лужковым. Пресс-секретарь мэра Сергей Цой отказался комментировать данные аудиторов. Но глава бюджетно-финансовой комиссии Мосгордумы Михаил Вышегородцев рассказал, что чиновники мэрии завизировали отчет "с огромным перечнем разногласий", а проверяемые вообще отказались его подписать; вот и решили до окончания разбирательств вокруг методики проверки не предавать документ гласности.
Но независимо от того, ошиблись аудиторы или нет, независимые эксперты считают, что строительство дороги любой сложности не может стоить $100 млн за километр. А именно в такую сумму обойдется городу каждый километр третьего кольца.
Генеральный заказчик строительства новой транспортной артерии - ООО "Организатор", которое выступало в этой роли и при реконструкции МКАД. Аудитор Сироткин считает, что эту компанию с уставным капиталом в 2500 руб. нельзя было выбирать ответственной за такой важный объект: мол, "не обеспечивается должный уровень ответственности за использование средств Территориального дорфонда Москвы". Средства, по заключению аудитора, использовались плохо: стоимость строительства первого участка кольца была завышена на 5 млрд руб. по сравнению с технико-экономическим обоснованием; из этой суммы расходы на сумму 2,4 млрд руб. вообще не были предусмотрены соответствующим распоряжением московского премьера. Строители истратили 890 млн руб. из этих "непредусмотренных" средств на выплату премий, 781 млн руб. - на охрану объектов, а 750 млн руб. - на научное сопровождение проектов.
Главный инженер института "Трансстрой" Дмитрий Полухин, который участвовал в разработке сметы третьего кольца, утверждает, что аудиторы КСП просто ничего не понимают в строительстве. "Что проделал аудитор? Он взял составленный при советской власти Сборник единых цен и наценок и сравнил написанное там с технологиями строительства третьего кольца, - говорит Полухин. - В этом сборнике не учтены простейшие по нынешним временам операции: например, в разделе "Бетонирование" сборник не предусматривает использование кранов. А мы в силу колоссальной сложности проекта были вынуждены использовать огромное количество новаций. Отсюда и "лишние" затраты".
В ООО "Организатор" вообще считают, что аудиторы взяли свои цифры с потолка. В отчете, например, утверждается, что по условиям выигранного им тендера "Организатор" должен был снизить стоимость строительства на 5% по сравнению с ТЭО, но не сделал этого. По данным КСП, это обошлось городу в 1 млрд руб. Однако гендиректор компании Геннадий Муравин заявил "Ведомостям", что реальная смета оказалась не на 5% , а на все 10% ниже ТЭО. "Смешно: восемь мужиков четыре месяца ходили к нам как на работу, а в итоге написали какую-то несуразицу - что мы еще и смету превысили, - говорит Муравин о представителях КСП. - Ничего подобного не было".
Депутат Мосгордумы Вышегородцев говорит, что, по его сведениям, Лужков все же согласился с многими положениями аудиторского отчета и приказал финансировать лишь те работы, которые предусмотрены в проектной документации. Но никаких оргмер не последовало, и это значит, что Лужков все же больше доверяет строителям, чем аудиторам. И в целом готов заплатить за строительство третьего кольца столько, сколько они считают необходимым потратить. Как сообщили "Ведомостям" в ООО "Организатор", общая стоимость 20-километрового третьего автокольца согласно ТЭО определена в 69 млрд руб. То есть каждый километр трассы обойдется в $117 млн. Кстати, средняя цена километра МКАД также превышала $100 млн. Эксперты считают эти показатели запредельно высокими по сравнению с мировым опытом дорожного строительства.
По оценке аналитика "Юникон/МС" Игоря Маринина, среднеевропейский километр ровной дороги стоит $1 млн. "С учетом всей сложности участка, всех эстакад и ширины дороги эту цифру можно увеличить на порядок. Но $100 млн за километр - это беспредел", - говорит Маринин. Ему вторит Игорь Николаев из аудиторской компании ФБК: "Третье кольцо - это действительно сложнейший технический проект с тоннелями, развязками и всеми возможными инфраструктурными трудностями. Но предельная разумная цена для самых сложных участков - это $50 млн за километр, не более".
|