Чуть больше недели потребовалось кеме-ровскому губернатору на то, чтобы пога-сить очередной скандал в экономике ре-гиона. Аману Тулееву пришлось усмирять двух угольных собственников — «генера-лов» угольной компании «Южный Кузбасс» и междуреченской шахты «Распадская».
Скандал возник неожиданно и, казалось бы, на пустом месте: 12 ноября 2002 года Центральная обогатительная фабрика
«Кузбасская», которая входит в состав ОАО УК «Южный Кузбасс», без объяснения причин объявила своеобразный бойкот шахте «Распадская», прекратив принимать от нее на переработку рядовой уголь. Понятно, что сей факт не мог пройти для шахты бесследно. Прежде всего он поста-вил под угрозу выполнение договорных обязательств «Распадской» по поставке угольного концентрата на коксохимичес-кие и металлургические заводы Кузбасса и России. И конечно, в интересном поло-жении оказались зависимые от междуре-ченского угля предприятия. Мало того — без заработка остались сотни рабочих, часть которых даже отправили в вынуж-денные отпуска.
Собственно, такой поворот дела можно было прогнозировать: напряженные отно-шения между УК «Южный Кузбасс» и шахтой
«Распадская» стали складываться не вчера. А начиная с сентября 2002 года конфликтующие стороны и вовсе перешли
«от слов к делу». Сначала ЦОФ «Кузбас-ская» сократила прием от «Распадской» рядового угля на переработку — с 500 000 тонн до 430 277, а в октябре еще до 364 119 тонн. Ноябрь стал кульминацион-ным.
А одной из причин конфликта, как сооб-щил пресс-службе администрации Кемеров-ской области заместитель губернатора по топливно-энергетическому комплексу Анатолий Дюпин, стал тот факт, что
«собственники двух угольных предприятий не могли прийти к согласию». Правда, в чем, собственно, разошлись мнения сторон, как-то умалчивалось. Но, пожалуй, первопричина разгоревшегося скандала и не столь важна, если учесть, к каким масштабам экономического ущерба она могла привести.
Видимо, кемеровский губернатор Аман Тулеев исходил из тех же соображений, когда собрал в своем служебном кабинете экстренное совещание с участием самих конфликтующих сторон — гендиректора
«Распадской».
Г. И. Козового и председателя Совета директоров ОАО УК «Южный Кузбасс» И. В. Зюзина, а также представителей област-ной прокуратуры, управления по налогам и сборам и даже прокурора отдела Гене-ральной прокуратуры по Сибирскому феде-ральному округу Н.А. Дечко.
«Генералам», по сути, была устроена публичная порка. Губернатор не стал вникать в детали спора, а лишь заявил, что «действия обогатителей идут вразрез с его требованиями к руководителям угольных предприятий — не допускать срывов в обеспечении металлургических комбинатов коксующимся углем». И, что не менее важно, конфликт двух угольных собственников наглядно показал, что даже на таком уровне личные интересы ставятся выше остальных. «Ваши антигосу-дарственные действия наносят прямой ущерб российской экономике», — заявил Тулеев. А в заключение совещания доба-вил: если спорщики не достигнут компро-мисса и не прекратят вовлекать в конфликт трудовые коллективы, он (губернатор) будет вынужден передать материалы в следственные органы и поставить вопрос о пересмотре резуль-татов приватизации, то есть о смене собственника…
Спустя девять дней после начала откры-той битвы руководители ЗАО «Шахта
«Распадская» и ЦОФ «Кузбасская» заклю-чили долгосрочный договор о содействии в завозе и переработке углей. С 21 ноября фабрика приступила к работе, ежесуточно принимая уголь с шахты
«Распадская». Тем самым конфликт был улажен. Но исчерпан ли — вот в чем вопрос.
Подобные экономические споры в Кузбассе не редкость. И чаще всего роль арбитра в таких случаях выпадает Аману Тулееву. Что, с одной стороны, лишний раз доказывает всем собственникам, кто «в доме настоящий хозяин», который бдит денно и нощно, чтобы в его «владениях» все было спокойно. А с другой стороны, сегодняшний скандал стал еще одним убедительным доказательством правоты Амана Тулеева, который еще во время памятного августовского заседания Президиума Госсовета, проходившего под председательством президента РФ в Междуреченске, говорил о необходимости обязательного участия государства в развитии угольной отрасли, даже при том, что эта сфера экономики сегодня находится в частных руках. Договариваться между собой по-хорошему, без вмешательства власти, российские собственники, похоже, пока не могут, да и не умеют.
|