Ситуация вокруг Нижегородского масложирового комбината – сегодня одна из самых обсуждаемых тем в российских бизнес-кругах. Многих очень интересует вопрос: в чей карман перекочевал контрольный пакет акций предприятия? Дело в том, что комбинат совсем недавно обрел нового хозяина, но имя его до сих пор не разглашается.
Произошло это в результате судебного решения о взыскании с директора комбината и его замов ущерба, нанесенного миноритарным акционерам комбината. В результате судебного разбирательства, было установлено, что руководители крупнейшего в России масложиркомбината изобрели схему увода денег от миноритарных акционеров. За что и поплатились.
Так что теперь контрольным пакетом предприятия владеют другие люди. Официально о факте приобретения 90% акций уже объявила некая финансовая инвестиционная компания "Русские традиции". Кто же реально стоит за скупкой акций предприятия и переводом реестра в "Единый регистратор"?
Еще в самом начале разгоревшегося конфликта, в "Ведомостях" прозвучало предположение о том, что ситуация с Нижегородским комбинатом могла быть спровоцирована либо сумасшедшим, либо очень крупным игроком, готовым вложить безумные средства для получения нужного ему результата. Причем г-н Нестеров, бывший гендиректор предприятия сам как-то обмолвился, что на компанию по устранению бывших владельцев могло быть потрачено сотни тысяч долларов. Похоже, что Нестеров ошибся. Средств "новым хозяином" было вложено куда больше.
Косвенным подтверждением этого мнения, может служить тот факт, что специально для того, чтобы судебный пристав мог арестовать реестр предприятия в Нижнем Новгороде, был арендован целый самолет.
Так кто же в нашей матушке-России смог развести столь бурную деятельность по захвату успешного предприятия? Иностранные инвесторы вряд ли заинтересованы в получении комбината, находящегося в системе российского агропромышленного комплекса, да и методы его захвата, для иностранцев нетипичные.
Скорее всего, заинтересованность в комбинате могли проявить наши отечественные олигархи: хорошо знающие положение дел на предприятии и опробовавшие уже методы предела собственности. Почерк, который был продемонстрирован в случае с перераспределением активов комбината, характерен для троих "игроков" на поле российского бизнеса – это компания "Базовый элемент", группа "Альфа" и компания "Ринако".
Итак, компания "Базовый элемент". Под эту версию прекрасно укладывается "географический фактор" - компания уже имеет бизнес в Нижнем Новгороде, а потому ее руководству наверняка хорошо известно истинное положение дел на крупнейшем в городе комбинате, а, возможно, и о конфликтах Нестерова с его компаньонами. Ко всему прочему, у компании есть свободные ресурсы и возможность заложить основу нового направления в своем развитии, получив успешно развивающееся предприятие.
Однако все эти аргументы не убеждают тех, кто близко знаком с "нижегородским делом". Они просто не могут назвать веской причины, по которой г-н Дерипаска стал бы заниматься комбинатом, не завершив массу других начатых им мероприятий.
Что касается группы "Альфа", то тактика "захвата" Нижегородского комбината один в один напоминает ту, которую обычно использует эта компания. Это и суды, и захват контрольного пакета акций и провоцирование конфликтов на предприятии, чтобы потом использовать их в своих целях. Однако на сегодняшний момент группа вряд ли готова ввязаться в новую игру. Говорят, что у компании сейчас проблемы.
Теперь дальше. Источник, широко известный в среде финансово-инвестиционных компаний, сообщил нашему агентству о том, что склонен читать компанию "Ринако", связанную с руководством группы МДМ, причастной к "нижегородскому делу". Его мысль о возможной скупке этой компанией акций Нижегородского комбината основывается на том, что она не раз демонстрировала свою агрессивную политику по скупке предприятий, в том числе и через иски миноритарных акционеров.
Впрочем, и сотрудники "Ринако" вряд ли участвовали в "нижегородском сценарии". Существует вероятность того, что к игре подключились люди, ранее работавшие в компании и поднаторевшие в деле передела собственности. Это, кстати, может касаться и бывших сотрудников группы "Альфа", и "Базового элемента". И это, пожалуй, наиболее вероятная версия.
Вообще, если смотреть на ситуацию более глобально, то кто бы ни стоял за сменой владельцев "Нижегородского масложиркомбината", эта история наглядно доказывает следующее – Россия вступила в период нового передела собственности. А по тому, как отнесется к этому власть, станет понятно, насколько ее устраивают методы, которыми нынче действую олигархи. Ведь размытость формулировок владения собственностью в нашем законодательстве сегодня гарантирует, что при определенных усилиях, любое успешное предприятие может в одночасье обрести нового хозяина.
|