"Вероятность назначения Николая Аксененко на пост министра объединенного МПС и Минтранса высокая - более 50%", - заявил "НГ" источник в бывшей команде бывшего главы МПС.
Больше года от Николай Аксененко "не было ни слуху ни духу", что отмечают даже его ближайшего сподвижники. И вот теперь фигура одного из самых могущественных министров недавнего прошлого вновь забрезжила на правительственном горизонте.
В команде Аксененко утверждают, что сигналы о "втором пришествии" их министра идут со всех сторон, в том числе из "околоправительственных структур". Среди причин возможного возвращения Аксененко называют экономические и политические. Во-первых, при Аксененко МПС было успешным ведомством и успешным хозяйствующим субъектом. А Минтранс, если ему еще будут приданы функции управления железными дорогами, как раз нуждается в сильном хозяйственнике. Во-вторых, вице-премьер Аксененко в свое время в правительстве был шефом министра финансов Михаила Касьянова. И между ними, как говорят, сохранились товарищеские отношения. В-третьих, близятся выборы, а роль Аксененко в предыдущих выборах была огромной. И хотя он и ожидал поначалу от своего участия в тех выборах несколько иных плодов, тем не менее в конце концов он сработал на Кремль.
Формальной возможностью для возвращения Аксененко может стать скорое слияние МПС и Минтранса, о котором на днях заявил вице-премьер Виктор Христенко. К такому слиянию подводит логика реформ МПС и необходимость единообразного управления транспортным комплексом страны. После выделения из МПС хозяйственных функций (будет создано АО "Российские железные дороги") оставшиеся государственные функции регулирования железных дорог в форме департамента могут быть влиты в Министерство транспорта.
Судя по всему, вопрос о слиянии министерств, имеющий пятилетнюю историю, уже решен окончательно. И хотя пока, по сведениям "НГ", в аппарате правительства нет никаких бумаг на предмет слияния, в пятницу состоится совместная коллегия Минтранса и МПС, в которой, возможно, примет участие Михаил Касьянов. Ожидается, что премьер сделает заявления о будущем транспортного комплекса страны.
Даже в самом МПС признают, что слияние может происходить на базе Минтранса. Между тем Минтранс и МПС - давние антагонисты. Как в Минтрансе воспримут такого министра, как Аксененко, - давнего конкурента? Источники "НГ" утверждают, что Кремль такие вопросы не волнуют. Назначили же Грызлова в МВД, особо не спрашивая согласия милицейского генералитета. Так что это не препятствие.
Наверное, опальному министру было бы интереснее вернуться не на останки МПС, влитые в Минтранс, а в новое АО "РЖД". Однако даже сподвижники Аксененко признают, что вряд ли бывшему министру доверят контроль над новым хозяйствующим субъектом и его громадными финансовыми потоками. А вот функции наведения порядка в транспортной отрасли, где денег не так много, доверить вполне могут.
Стоит напомнить, что уход Аксененко с поста министра был связан со скандалом. 19 октября 2001 года ему было предъявлено обвинение по ч. 2 ст. 286 УК РФ - превышение должностных полномочий, совершенное лицом, занимающим государственную должность Российской Федерации, повлекшее причинение ущерба государству на сумму более 70 миллионов рублей". Поводом стали результаты проверки министерства Счетной палатой, отыскавшей в деятельности ведомства массу несостыковок. С момента предъявления обвинений прошло более года, но до сих пор неясно, насколько далеко продвинулось следствие. В последний раз фигуранты "дела Аксененко", судя по материалам СМИ, появлялись в стенах Генпрокуратуры в начале нынешнего года. Однако официальный представитель этого ведомства Леонид Трошин не стал вдаваться в детали, заметив корреспонденту "НГ", что "уголовное дело находится в состоянии расследования".
Интересно, что возвращение железнодорожного министра может стать традицией. Ведь и нынешний глава МПС Геннадий Фадеев возглавляет ведомство второй раз - впервые он руководил железнодорожным транспортом еще в середине девяностых годов.
Заявление Виктора Христенко о скором слиянии министерств вызвало весьма неоднозначную реакцию. Ряд аналитиков восприняли заявление вице-премьера, сделанное, кстати, в момент, когда с самой реформой МПС еще не все ясно, как "способ давления на различные группировки" с целью получить преимущество в аппаратной борьбе. А с точки зрения аппаратной алхимии здесь переплетено очень много различных процессов и противоположных интересов.
На сегодняшний день процесс объединения реально еще не начинался и не начнется до тех пор, пока не решатся окончательно два вопроса: кто с кем будет сливаться и кто будет устанавливать транспортные тарифы. Однако все чаще говорится и о том, что хоронить МПС тоже никуда не годится: это и известный лейбл, и мощная структура, начавшая свое существование еще в середине позапрошлого века.
В то же время вполне вероятно, что кандидатура нового министра будет определена после решения главной проблемы: кому предстоит регулировать тарифы на транспортные услуги, то есть "заказывать музыку". Пока окончательный выбор между имеющимися вариантами - само МПС, Министерство экономического развития и торговли, Министерство по антимонопольной политике, Единый тарифный орган - еще не сделан.
Что же касается сроков, когда может произойти объединение МПС и Минтранса, то, по словам Христенко, они зависят от времени принятия пакета законов о реформировании железнодорожного транспорта. Самый оптимистический прогноз в этой связи - это весна 2003 года. Тогда и определится судьба Николая Аксененко - быть ли ему дважды министром.
|