Осень патриарха
19 октября 1999 года в собственном подъ-езде бы расстрелян один из патриархов тольяттинского бандитизма Мирон Мокров. Два киллера, стрелявших через дверь под-собки из автомата Калашникова и помпово-го ружья, поставили смачную точку в за-тяжном конфликте между Мироном и Сергеем
Неверовым. Мирон цинично расправился с несколькими неверовскими братками прямо в баре Дворца молодежи “Мир”. Правоохранительная система, полтора года
мусолившая это простое, на первый взгляд, дело, так и не смогла вынести авторитету приговор. Киллеры сделали это
за считанные секунды.
После гибели Мирона остались без хозяи-на десятки легальных и нелегальных пред-приятий по всему городу, а также десятки
людей, которые, хлебнув бандитской жиз-ни, уже нигде, кроме как в преступной группировке, "работать" не могли. Мироновская братва стала расползаться по разным городским бандам, существенная
часть ушла даже в стан вчерашнего врага Неверова. С предприятиями было сложнее. Отыскались многочисленные наследники Мирона, которые совершенно искренне счи-тали своими оставшиеся бесхозными фирмы.
По обыкновению наша тольяттинская бандо-та решала противоречия отнюдь не путем переговоров. Уже через полгода эти самые
претенденты начинают почем зря палить друг в друга.
Главных претендентов, собственно, было двое: Сергей Неверов и Игорь Сиротенко (Сирота). Первый заявлял свои претензии на правах победителя, второй, напротив, был ближайшим другом Мирона и принимал активное участие в развитии его бизнеса.
В том числе и в финансовом плане. Нужно также учесть, что оба претендента уже давно испытывали неприязнь друг к другу.
(1 марта сего года в статье "Холодная война" наша газета довольно подробно описывала причины вражды между двумя группировками.) И обстоятельства, сло-жившиеся после смерти Мирона, стали пос-ледней каплей.
Гибель чемпиона
Тут-то и начинается, по версии следст-вия, история трех друзей, так по-разному
закончившаяся для каждого из них. Даур Цуба, Алексей Розов и Виктор Коростелев со смертью Мирона потеряли работу и при-бились к Сироте. Как предполагается, Си-ротенко готов был обеспечить им терри-торию для прокорма только с одним ма-леньким условием. За последнее время у Сироты накопилось много проблем. Ну таких, как, например, спор с Неверовым из-за имущества Мирона. Словом, Сирота попросил новичков решить эти небольшие проблемы. А для их решения выдал молодым
людям два автомата Калашникова, две винтовки СВД и пистолет Макарова.
Есть версия, что троица приступила к обязанностям уже 20 июля 2000 года. В этот день утром у ворот автомастерской
"Тюна-с", что на улице Воскресенской, был расстрелян 34-летний Михаил Зюзин. Бросившимся на поиски убийц правоохрани-телям досталась только старенькая "ко-пейка", которую киллеры оставили на пустыре возле учебного центра ВАЗа, и автомат Калашникова, найденный недалеко от места преступления.
Зюзин имел звание сержанта милиции, чем-пиона мира по самбо и тренировал личный состав тольяттинского УВД. Но, расследуя
это преступление, правоохранители полу-чили странную информацию: Зюзин-де рабо-тал сразу в двух местах - в тольяттинс-кой милиции и... у Мирона. После убийст-ва авторитета Зюзин якобы решил со вто-рым местом работы не расставаться и при-шел наниматься к Неверову. Сержант пред-ложил ему определенную долю с предприя-тий, находившихся у него под "крышей", а взамен попросил покровительства. Но Зюзин не учел, что на эти предприятия имеет виды еще один человек - Сирота. Результатом стали вышеописанные собы-тия. К этой версии можно относиться по-разному, но, как нам удалось выяснить, она и сейчас является главной в рассле-довании убийства Михаила Зюзина.
Тамбовские волки
В том же 2000 году в далеком городе Там-бове разыгрывались почти такие же сици-лийские страсти. Город фактически разде-лился на два лагеря. Есть версия, что один лагерь представлял начальник мест-ного РУБОПа Валерий Джураев и авторитет Корнеев по кличке Свист. А противоборст-вовал ему якобы заместитель начальника УВД тамбовской области Бирюков вместе со своим бывшим подчиненным - пэпээсни-ком Поповым, перевоплотившимся после увольнения из органов в местного автори-тета по кличке Поп.
Дележ городского имущества в тихом про-винциальном Тамбове принял особенно ожесточенные формы. Может быть, потому, что поделить там можно было немногое. Нет в тихом Тамбове ни большого автомо-бильного завода, ни гигантов отечест-венной химии, ни даже задрипанных маши-ностроительных заводиков. Предметом гордости Тамбовщины является Моршанская табачная фабрика и тамбовский рынок. Вот за этот рынок и развернулись сраже-ния между двумя бандитско-милицейскими группировками.
Здесь необходимо объяснить, зачем мы, собственно, отвлеклись от основной темы и перенесли повествование в дебри Там-бовщины. Все дело в том, что упомянутый гражданин Корнеев, которого весь Тамбов знает как Свиста, является лучшим дру-гом тольяттинского гражданина Сиротен-ко, известного в Тольятти под кличкой Сирота.
Узнав, что у его далекого друга назрева-ют такие крутые разборки, Сирота решил, невзирая на собственные проблемы с Неве-ровым, помочь Свисту в его борьбе за тамбовскую барахолку.
По версии следствия, в Тамбов был нап-равлен ограниченный контингент сиротен-ковской группировки. Два киллера начали готовить убийство главного врага Свиста
- заместителя начальника УВД Тамбовской области Бирюкова - и уже установили за ним слежку. Но то ли тамбовские сыщики что-то заподозрили, то ли Бирюков заме-тил слежку, но вскоре обоих гостей из Тольятти задержали. Правда, находились они в казематах недолго. Не найдя в личности обоих тольяттинцев ничего кри-минального, тамбовские оперативники отпустили их.
Через некоторое время весь Тамбов обле-тает потрясающая новость об убийстве Бирюкова. Начинаются оперативные меро-приятия по поиску убийц, и двое толья-ттинцев повторно попадают в руки мили-ции. На этот раз их задержали в момент, когда оба ехали куда-то на машине. Авто-мобиль поставили на штрафстоянку, а тольяттинцев водворили в камеру. Но вот незадача: оба задержанных вскоре вновь оказываются на свободе. Это была первая существенная ошибка правоохранителей.
Вскоре милиционеры получили информацию о том, что к убийству Бирюкова причаст-ны киллеры из Тольятти. Поэтому подозри-тельную парочку принялись проверять по третьему разу. Оказалось, что тольяттин-цев в городе уже нет. Осталась лишь их машина на автостоянке, за которой так никто и не пришел. После проверки ока-зывается, что автомобиль в угоне и, воз-можно, на ней тольяттинцы готовились совершить очередное заказное убийство.
Обоих подозреваемых вскоре нашли. Одного
- в озере, где-то в районе дороги на ТоАЗ. Его тело было уложено кем-то в спальный мешок и обвязано стальным тро-сом. Другого обнаружили в Самаре в трансформаторной будке. Труп пролежал несколько месяцев до того, как его наш-ли. После тщательного осмотра эксперты обнаружили на теле пулевые ранения. Пер-вая ниточка, которая вела к раскрытию убийства заместителя начальника тамбовс-кого УВД, оборвалась.
Ликвидация
А тем временем в Тольятти вооруженная до зубов троица продолжала подготовку к ликвидации проблемы Сиротенко в лице Не-верова и его заместителей. Однако килле-ры делали это как-то не слишком удачно. Прошел год с того момента, как Коросте-леву, Розову и Цубе было поручено ответ-ственное дело, но это дело, к счастью для Неверова и его окружения, не продви-нулось ни на йоту.
Вскоре и сам объект покушения откуда-то узнал, что за ним следят и хотят убить. Именно это обстоятельство, по мнению правоохранителей, повлияло на то, что покушение в итоге не состоялось. Сначала
пропал Цуба. Правоохранители склонны предполагать, что он был выслежен служ-бой безопасности Неверова и ликвидиро-ван.
Неизвестно, верна ли версия правоохрани-телей насчет Цубы, но в том, что в итоге
Розов оказался в руках неверовцев, со-мневаться не приходится. Впрочем, по версии следствия, он пришел к ним сам. Якобы всерьез разругавшись с Сиротой, Розов оказался перед выбором: либо ждать
возмездия со стороны своего бывшего ру-ководителя, либо искать защиты у бывших врагов. Он выбрал последнее. Выслушав Розова, неверовцы привезли его в проку-ратуру, где несостоявшийся киллер дал следствию исчерпывающие показания.
Благодаря этим показаниям вскоре был задержан последний из киллеров - Коро-стелев. Почувствовав опасность, он уехал
на Родину в Тюмень, где его и настигла рука закона. После ареста оказалось, что
никакой он не Коростелев. Его фамилия Пащенко, а Коростелевым он назвался, ви-димо, для конспирации. Никаких призна-тельных показаний Пащенко-Коростелев так и не дал. Продолжает он настаивать на своем и по сей день. Сейчас он ждет суда в изоляторе.
Объявлены в розыск организаторы, в част-ности Игорь Воробьев, который, по опера-тивной информации, отвечает в сиротен-ковской группировке за силовые акции и курирует службу безопасности.
Дальнейшая судьба Розова незавидна. Как лицо, добровольно отказавшееся от совер-шения преступления, он был освобожден и оказался никому не нужен. Неверовцы, по-лучив от Розова все, что им требова-лось, забыли о нем. Ведь, по оператив-ной информации, вскоре после задержания Коростелева Сирота и Неверов смогли до-говориться миром о разделе имущества Мирона. Сирота обещал Неверову непри-косновенность, а тот заявил, что больше не будет помогать следствию и вообще предпринимать каких-либо действий против
своего недавнего врага.
Розов очутился без работы, без денег, один на один со страшной опасностью со стороны тех, кому он изменил. Правоохра-нители почему-то не позаботились о его безопасности. Боясь киллеров, Розов си-дел дома, но вскоре безденежье застави-ло его заняться частным извозом. Однаж-ды, отправляясь на заработки, он сказал матери: “Если со мной что-нибудь случит-ся, то в этом виноват Сирота”. Вскоре он пропал. Предполагается, что живым он уже не найдется.
Вот такой не совсем веселый финал у это-го, казалось бы, успешно закончившегося дела. Как это уже много раз бывало, под суд попала лишь "шестерка". Главари, как
и прежде, на свободе и, судя по всему, чувствуют себя вполне вольготно. Может быть, потому что знают: правоохранитель-ная система пока что не способна дать свидетелям никаких гарантий безопаснос-ти.
Комментарии
Евгений Новожилов:
"Это редчайший случай в нашей практике"
Свои комментарии по поводу окончания уголовного дела по факту покушения на Сергея Неверова согласился дать замес-титель прокурора Самарской области Евгений Новожилов.
Корр.: Дело по покушению на Сергея Неве-рова связано с преступными группировка-ми. Следствие испытывало какое-либо давление?
Новожилов: Абсолютно никакого. Следова-тель мне не жаловался, что на него кто-то давит. Я тоже никакого давления не ощущал. Жалобы поступали от Пащенко, что
следствие ведется необъективно и так далее. Что в этом кто-то заинтересован.
А давления никакого не было, напротив, члены так называемой преступной группи-ровки давали показания. И без этих пока-заний нам бы было очень сложно довести дело до суда. И это очень редкий случай в практике, когда люди из этого круга пошли на сотрудничество с нами.
Корр.: Благодаря кому все-таки раскрыто это дело: сотрудникам милиции или «служ-бе безопасности» Неверова?
Новожилов: Дело все-таки было раскрыто благодаря осторожности потерпевшего. Он чувствовал опасность, и именно из неве-ровского окружения к нам пришла инфор-мация о готовящемся преступлении.
Корр.: Почему свидетелю Розову не была обеспечена охрана?
Новожилов: Он не заявлял, что его жизни или здоровью что-то угрожает. Такого обращения не было. И поэтому у нас не было оснований считать, что ему нужно выделить охрану. В общем, вроде бы ему нужно было радоваться, что его выпусти-ли... А оказалось, что выпустили зря...
Корр.: Мать Розова звонила в редакцию и утверждала, что незадолго перед тем, как
ее сын исчез, он говорил ей: “Мама, если
со мной что-нибудь случится, то в этом виноват Сирота”...
Новожилов: Об этом пока не стоит гово-рить. Возбуждено дело по факту убийства Розова, и по нему есть подозреваемые.
Корр.: Сейчас обе стороны в этом конф-ликте договорились. И вроде бы получает-ся, что этот Коростелев-Пащенко оказал-ся крайним...
Новожилов: Он отвечает за содеянное. Это
судьба людей подобного рода. Они исполь-зуются как "пушечное мясо". И сейчас зачем он им нужен? Он свою роль даже не выполнил.
Корр.: А адвокат у него высокооплачива-емый?
Новожилов: Я не знаю, сколько заплатили его адвокату. Но, насколько я знаю, его защитник Федорова считается квалифициро-ванным и, соответственно, высокооплачи-ваемым специалистом.
Корр.: Почему все-таки не удалось выйти на организаторов и заказчиков?
Новожилов: Почему же, в обвинительном заключении мы называем заказчиков: неких
Воробьева и Белякова. Сейчас они нахо-дятся в розыске. Есть даже санкция на арест гражданина Воробьева. Но истинные ли это заказчики или это лишь посредни-ки, мы не знаем. Однако проблема с поим-кой организаторов и заказчиков преступ-лений все-таки есть. Почему? Ответ прост. Каждое преступление имеет своих свидетелей. И девяносто процентов сил правоохранительных органов уходит на поиск свидетелей и на попытки убедить их дать правдивые показания. Результаты будут тогда, когда свидетели пойдут к нам сами, имея высокую гражданскую пози-цию и достаточно высокую степень право-сознания. То есть будут, проще говоря, оказывать нам помощь. Так, как делается это за рубежом. Мы все говорим:"донос-чики" и прочее. А там такого нет. Там не стесняются использовать помощь всех, кто ее готов оказать. Пока этого не бу-дет, результатов мы не дождемся.
Корр.: Насколько нам известно, группи-ровка Сиротенко отрабатывалась на при-частность к ряду громких убийств на тер-ритории России. В частности, к убийст-вам высокопоставленных сотрудников пра-воохранительных органов в городе Тамбо-ве. Продолжается ли работа по проверке этих фактов?
Новожилов: Эта работа не приостанавли-валась. Она идет. Следователь Лаптев (который расследовал дело по покушению на Неверова. - Авт.) состоит в следст-венной группе Генеральной прокуратуры. И из данного дела выходят кое-какие ниточки. И нашего "киллера" допрашивали следователи из Москвы. Так что работа ведется. Но результат по подобным делам мы получаем иногда через годы.
Корр.: Арсенал какой был изъят?
Новожилов: Два автомата Калашникова, две
винтовки СВД и пистолет Макарова с глу-шителем. Правда, один автомат, строго говоря, изъят не по этому делу, а по убийству Зюзина. Оружие сбросили на месте преступления. Но это оружие также могло быть использовано подозреваемыми и в покушении на Неверова.
Корр.: А те, кто совершил убийство Зюзи-на, установлены?
Новожилов: В этом преступлении подозре-вается также и Пащенко.
|