Якобы, в начале этой недели гендиректор "Русского угля" Вадим Варшавский потребовал у МДМ 30% акций "Дальвостугля", угрожая, что в противном случае Мисевра будет арестован по подозрению в убийстве своего подчиненного. Теперь менеджер готовится судиться из-за угроз с Варшавским, а тот - с Мисеврой из-за "клеветы".
В августе этого года на своей подмосковной даче был застрелен 41-летний Иван Карташев, замдиректора компании "Росуглесбыт". Дело передано в Московскую областную прокуратуру.
Гендиректор СУЭК "Байкал-Уголь" - угольного холдинга группы МДМ, добывающего треть угля в России - Олег Мисевра вчера публично заявил о том, что гендиректор "Русского угля" Вадим Варшавский в начале этой недели встречался с ним и предъявил ультиматум: либо структуры МДМ уступают "Росуглю" 30% принадлежащих им акций "Дальвостугля", либо Мисевре будет предъявлено обвинение в причастности к августовскому убийству замдиректора "Росуглесбыта" Ивана Карташева. Мисевра говорит, что до сих пор лишь выступал свидетелем по этому делу, поскольку Карташев был его подчиненным.
Близкие к МДМ источники говорят, будто в офисе и на квартире Мисевры готовятся обыски, а на него самого выписан ордер на арест.
Между тем, начальник правового отдела Московской областной прокуратуры Валентина Узбекова это опровергает. По ее словам, следствие продлено, но обвинение пока никому не предъявлено и информации об ордерах нет. Вадим Варшавский из "Русского угля" называет слова Мисевры "ложью от начала и до конца" и собирается предъявить ему обвинения в клевете.
"Дальвостуголь", пакет акций которого, по утверждению Мисевры, требуют конкуренты, - один из крупнейших поставщиков угля, от которого зависит работа энергосистем Амурской области и Приморского и Хабаровского краев. Оборот компании оценивается в $25 млн в год.
Контроль за этим предприятием позволит группе МДМ экономить на поставках угля на Дальний Восток - сейчас группа завозит уголь в этот регион из Восточной Сибири.
СУЭК "Байкал-Уголь" - компания, управляющая активами группы МДМ в угольной отрасли (Красуголь, Востсибуголь, Читауголь, Хакасуголь, угольная корпорация "Сахалин" и др. ) с суммарным объемом добычи около 70 млн т угля в год. Трейдер "Росуглесбыт" вошел в состав МДМ в начале 2002 г.
Для "Русского угля", в свою очередь, "Дальвостуголь" стал бы значительным приобретением в рамках заявленного Межпромбанком и Роснефтью создания угольного холдинга. Пока угольные активы холдинга включают в себя "Ростовуголь", "Гуковуголь", ряд шахт в Ростовской и Кемеровской областях, их общая добыча оценивается в 5 млн т угля в год.
По словам вице-президента группы МДМ Андрея Шторха, к середине лета МДМ удалось скупить на рынке более 30% акций "Дальвостугля", и в ожидании продажи 39% -ного госпакета группа пыталась провести на предприятие своих менеджеров - правда, безуспешно.
Тем временем акционеры "Русского угля" -Межпромбанк и "Роснефть" - договорились с администрацией Амурской области о привлечении инвестиций в "Дальвостуголь", который вслед за этим оказался под угрозой банкротства. По словам руководителя московского представительства "Дальвостугля" Петра Захарова, 26 августа по объединенному иску областного управления Министерства по налогам и сборам и ООО "Полихим" (контрагент "Дальвостугля") арбитражный суд Амурской области ввел в компании временное наблюдение, а 2 декабря должен состояться суд по введению внешнего управления. "Но "Русскому углю" наши акции нужны сейчас, объясняет Шторх. - С 3 декабря вступает в силу новый закон о банкротстве, который позволяет выйти из банкротства, если кто-то из акционеров или кредиторов предоставит банковскую гарантию на сумму кредиторки плюс 20% и начнет погашать долг ".
Вчерашнее выступление Мисевры дает Варшавскому шанс добиться уголовного наказания для менеджера МДМ. "Доказать факт клеветы в этой ситуации проще, поскольку обвинения Мисевры были озвучены публично, - говорит адвокат Александр Добровинский. - Мисевре же, чтобы доказать попытку вымогательства со стороны Варшавского, необходимо представить санкционированную запись разговора или другие документальные свидетельства".
Уголовный уголь
"Время новостей"
МДМ и Межпромбанк продолжают воевать на Дальнем Востоке
Конфликт вокруг «Дальвостугля», за право управлять которым борются структуры группы МДМ и компании «Русский уголь» (учрежденной Межпромбанком и «Роснефтью»), перешел в уголовную плоскость. Как заявил вчера на экстренно созванной пресс-конференции глава Сибирской угольной энергетической компании «Байкал-Уголь» (входит в МДМ) Олег Мисевра, глава «Русского угля» Вадим Варшавский предъявил ему ультиматум: либо МДМ уходит из проекта, либо г-н Мисевра будет арестован по подозрению в убийстве руководителя трейдерской компании «Росуглесбыт» (также входящей в МДМ) Ивана Карташова. Убийство произошло 11 августа, и, по информации газеты «Время новостей», у следствия еще нет подозреваемых. Г-н Мисевра утверждает, что, как и многие сотрудники группы, занимающиеся угольным бизнесом, проходит по этому уголовному делу в качестве свидетеля.
Связаться с Вадимом Варшавским нам вчера не удалось. В «Роснефти» и Межпромбанке отказались от комментариев, причем в банке подтвердили заинтересованность «Русского угля» в дальневосточных активах.
Борьба между «Байкал-Углем» и «Русским углем» на Дальнем Востоке ведется уже почти год. В январе Российский фонд федерального имущества (РФФИ) выставил на продажу принадлежащий ему пакет в 39% акций компании «Дальвостуголь», добывшей в минувшем году 2 млн т угля. Аукцион выиграла МДМ (она к тому времени уже аккумулировала около 30% акций предприятия) и должна была заплатить 30 млн долл., однако отказалась это сделать (мотивируя тем, что все активы оказались выведенными). Затем на предприятии была возбуждена процедура внешнего наблюдения (проходит под негласным контролем Межпромбанка, скупившего часть кредиторской задолженности), которая должна завершиться 4 декабря. В этот день решится судьба предприятия: либо оно будет обанкрочено (кредиторская задолженность составляет примерно 3 млрд руб., из них 80% бюджетные выплаты) и затем продано, либо этого не случится.
По мнению г-на Мисевры, «Русскому углю» выгодно, чтобы «Дальвостуголь» стал банкротом: тогда «Роснефть» и Межпромбанк смогут избавиться от конкурента и задешево получить хороший актив. Однако в этом случае в проигрыше окажется государство, утверждает глава «Байкал-Угля», так как уже подсчитано, что при введении банкротства «оно вернет лишь 7 копеек с каждого рубля задолженности». В планы правительства не входит банкротство дальневосточного угольного предприятия, утверждает он; об этом говорит тот факт, что еще в конце лета Михаил Касьянов распорядился передать бюджетную задолженность «Дальвостугля» из налоговой службы в Федеральную службу по финансовому оздоровлению. Но этого до сих пор не сделано, и глава правительства, как говорит г-н Мисевра, поручил налоговикам ускорить процесс. «У «Русского угля» и Межпромбанка, по моим данным, есть какая-то возможность контролировать задолженность «Дальвостугля» перед МНС, -- говорит г-н Мисевра, -- однако 3 декабря вступает в силу новая редакция закона «О банкротстве», и в соответствии с ней эта задолженность автоматически будет передана ФСФО. Именно с этим я связываю резкие шаги «Русского угля» и г-на Варшавского -- они хотят до 3 декабря обанкротить предприятие».
Ультиматум г-на Варшавского г-ну Мисевре, по словам последнего, был предъявлен по телефону «на языке понятий». Глава «Русского угля» якобы потребовал до 2 декабря придумать схему, в соответствии с которой его компании достанутся акции «Дальвостугля», принадлежащие структурам МДМ, и контроль над 10% кредиторской задолженности дальневосточного предприятия. «Он и раньше предлагал нам выйти из проекта, -- утверждает г-н Мисевра, -- в обмен на неучастие «Русского угля» в покупке «Приморскугля», однако мы отказывались, так как «Дальвостуголь» нам более интересен». Теперь же, если верить главе «Байкал-Угля», г-н Варшавский и стоящий за ним Межпромбанк собираются подключить прокуратуру и начать уголовное преследование. В частности, по информации г-на Мисевры, в скором времени прокуратура намерена вновь возобновить анекдотичное уголовное дело по обвинению его в хищении телевизора и тренажера с завода «Кузнецкие ферросплавы», руководителем которого он был в 2000 году. Сейчас юристы МДМ вместе с адвокатами г-на Мисевры готовят обращение в прокуратуру относительно заявлений г-на Варшавского.
История вокруг «Дальвостугля» напоминает менеджерам МДМ весенне-летние события вокруг «Славнефти». Помимо практически одинаковой тактики «захода» на предприятие, их, кстати, связывают два человека: Андрей Шторх, перешедший с поста вице-президента нефтекомпании на аналогичную должность в МДМ, и Дмитрий Конюшкевич, начальник отдела специальных проектов Межпромбанка. Последний в деле «Славнефти» представлял интересы ее миноритарного акционера Минияза Мингалиева, оспаривавшего легитимность отстранения от должности президента компании Михаила Гуцериева (который в последние дни руководства "Славнефтью" назначил своими заместителями представителей «Роснефти» и Межпромбанка). В «Дальвостугле» г-н Конюшкевич выступал от имени акционеров, запрещавших проведение внеочередного собрания акционеров, инициированного РФФИ, по вопросу о назначении гендиректора компании (исполняющий обязанности руководителя Александр Галанцев является выходцем из Межпромбанка, что, судя по всему, не устраивает РФФИ).
В истории со «Славнефтью» Межпромбанк не смог укрепить свои позиции. Удастся ли ему взять реванш на Дальнем Востоке, вопрос времени.
Николай Горелов
|