Убедительный перевес Геннадия Ходырева во втором туре губернаторских выборов в Нижегородской области заставляет задаться вопросом: а как вели себя его коллеги по партии, придя к власти в других регионах?
Консенсус с президентом
"Беспартийный коммунист" Аман Тулеев (как он сам именовал себя в многочисленных предвыборных программах) официально "порвал" с компартией после истории с ГКЧП, всерьез ударившей по его политическим амбициям: за поддержку действий ГКЧП в августе 1991 г. указом президента Ельцина Тулеев был освобожден от обязанностей председателя исполкома Кемеровского областного совета.
В продолжение всего срока правления администрации Ельцина Тулеев демонстрировал откровенную оппозиционность правящему режиму. В 1996 г. был избран в Госдуму по федеральному списку от КПРФ под третьим номером. В том же году баллотировался в президенты, однако накануне первого тура выборов снял свою кандидатуру в пользу Геннадия Зюганова.
Политические взгляды бывших соратников разошлись достаточно скоро: уже в августе 1996 г. Тулеев был назначен министром по сотрудничеству с государствами - участниками СНГ, а 1 июля 1997 г. - главой администрации Кемеровской области. Неожиданное проявление лояльности к действующей власти самим Аманом Гумировичем никак не комментировалось. Впоследствии размежевание с лидером коммунистов лишь усилилось, а на президентских выборах 2000 г., где Тулеев баллотировался самостоятельно, перешло в открытое противостояние. В последнее время все сколько-нибудь значительные высказывания Тулеева неизменно выражают полный консенсус с политическим курсом, проводимым президентом Путиным.
Борец с коррупцией
Пять лет назад, ввязавшись в борьбу за губернаторское кресло, Василий Стародубцев обещал избирателям покончить с "пятилеткой воровства", "вытеснить с прилавков магазинов иностранную еду", отказаться от "грабительской" помощи Запада, увеличить социальные пособия, пенсии и зарплаты бюджетникам, "повести решительную борьбу с коррупцией" и "подать пример передового хозяйствования всей России". Однако надежды соратников Стародубцева на построение социализма в отдельно взятой области были сильно преувеличены. Главный борец с преступностью и коррупцией сам оказался фигурантом уголовного дела, возбужденного налоговой полицией (руководимый Стародубцевым колхоз им. Ленина укрыл от налогообложения 67 млрд неденоминированных рублей).
Грандиозные экономические проекты Стародубцева типа массового насаждения кукурузы или строительства нефтеперерабатывающего завода обошлись налогоплательщикам в десятки миллионов долларов и завершились полным конфузом. Кукуруза вымерзла. Нефтезавод, который, как обещал Стародубцев, уже в 1998 году полностью обеспечит тульских аграриев дешевым топливом, так и не заработал. А обещания увеличить социальные выплаты, как всегда, кончились в пользу чиновников. Недавно контрольная комиссия облдумы обнародовала результаты проверки внебюджетного фонда обладминистрации: как выяснилось, средства, предназначенные для малоимущих, уходили на оплату отдыха чиновников, оформление офисов и тому подобные цели. Иначе говоря, коммунистический фундаменталист Стародубцев, ставший знаменем КПРФ, на практике оказался, по выражению бывшего депутата облдумы Олега Худякова, "хитроватым, прижимистым колхозником", который "продолжает тащить все под себя..."
Верной дорогой идете, товарищи
Губернатор Ставропольского края Александр Черногоров пришел к власти на второй срок в декабре прошлого года и практически с теми же лозунгами, что и в начале своей политической карьеры. Сделать край дотационным ему пока не удалось. Зато в части идеологии его действия по-прежнему греют сердца преданных избирателей. Так, Черногоров возродил социалистическое соревнование среди тружеников полей и ферм - правда, как раз фермеров оно и не касается, итоги подводятся среди хозяйств, по старинке называемых коллективными. А в жатву Черногоров, совсем как в свое время Горбачев, садится на комбайн и делает пару кругов, не забывая при этом сотовый телефон. Недавно Черногоров заявил, что обратился к Путину с идеей учредить награду "Герой труда России".
Усилиями ставропольского губернатора возрождено пионерское движение (правда, насчет существования разнарядки по приему в пионеры школьные директора молчат как рыбы), восстановлена деятельность ученических производственных бригад, действует и ширится "Зарница" - на этот раз с отчетливым казачьим уклоном.
Ну а в политике приверженность старым ценностям выражается в организации протестов против принятия земельного и трудового кодексов. Правда, в последнее время губернатор сам на митингах протеста старается не светиться.
В Нижегородской области Геннадий Ходырев увеличил количество своих сторонников по сравнению с первым туром более чем в два раза - с 24 до 59%. Ивану Склярову почти не удалось расширить свой электорат - у него 27% вместо 21 в первом туре. Против всех проголосовал каждый десятый.
В Иркутской области выбирали из семи кандидатов, однако реальная борьба развернулась между тремя из них - нынешним губернатором Борисом Говориным, членом Совета Федерации Валентином Межевичем и депутатом Госдумы коммунистом Сергеем Левченко.
Говорин набрал 45,5%. Настоящим сюрпризом стал выход во второй тур Левченко - у него 23,8 %. За Межевича проголосовало 12%. Между тем именно Межевича считали главным соперником губернатора. Однако в последние дни на кандидата и его родственников обрушился поток лжи. Народу внушали, что кандидат нажил состояние неправедным путем и идет во власть, чтобы "приватизировать область".
Массированная атака свое дело сделала - люди, которые хотели отдать голоса сенатору, от него отвернулись. И повернулись - к коммунисту Левченко. На фоне борьбы между командами Говорина и Межевича Левченко оказался самым приличным и "белым" кандидатом.
|