Первую консолидированную отчетность по международным стандартам группа подготовила по итогам 2001 г. В этом документе учитываются показатели приобретенных группой "МДМ" финансовых структур, что позволит аналитикам оценить реальную экономическую эффективность региональной экспансии МДМ.
Финансовые показатели группы "МДМ" аналитиков не удивили. Андрей Иванов из "Тройки Диалог " считает, что группа постепенно переходит от спекулятивного бизнеса с ценными бумагами к традиционному банковскому бизнесу. Он обращает внимание на большой приток клиентов с начала этого года, произошедший за счет сделанных МДМ-банком приобретений. Тем не менее, считает Иванов, группа не до конца использует свои кредитные возможности. "Кредитный портфель составляет 40% от активов, а для банков, ориентированных на классическое кредитование, это мало", - поясняет он.
Правда, такая тактика не помешала группе увеличить концентрацию кредитных рисков. По итогам первого полугодия 2002 г. на 10 крупнейших заемщиков приходилось 44% кредитного портфеля или $472 млн (на 31. 12. 01 - 38,9% , или $351 млн). Сильно подскочила сумма кредитов связанным заемщикам: на начало этого года было $48 млн, а стало $144 млн. Рашевский не считает такие колебания критичными: "Никакой проблемы нет. Мы выросли и по балансу на 70% (с $1,5 млрд до $2,350) ".
Впрочем, и руководитель банковского направления РА "Интерфакс" Михаил Матовников, и Иванов из "Тройки" считают эти показатели типичными для крупнейших российских банков. Иванову, правда, не нравится доля кредитов связанным сторонам. "Они практически не приносят дохода, - сетует он. - Зато создают определенный риск: могут оказаться плохими". Но он признает, что ожидал гораздо более высокой концентрации риска. Устраивает его и качество кредитного портфеля: на сомнительные долги приходится 9,7% , тогда как в среднем по рынку этот показатель составляет 10 - 12%.
Не пугает Иванова и падение рентабельности собственного капитала (в три раза - с 45% до 16% ). "Во-первых, у МДМ-банка больше нет огромных доходов от спекулятивных операций с ценными бумагами, которые носили в основном неденежный характер, - говорит аналитик. - Во-вторых, группа начала платить налоги". По итогам первого полугодия 2001 г. в казну пошло 3% от прибыли, то за шесть месяцев этого года - уже 28%.
Зато у Юлии Кочетыговой, руководителя службы рейтинга и оценки корпоративного управления российского офиса Standard&Poor's есть претензии по прозрачности. Она хотела бы получить более подробную информацию о сделках как внутри финансовой группы, так и за ее пределами. "Общие цифры есть, но нет разбивки, - сожалеет она. - Тогда можно было бы точнее оценить риски". Она привела в пример около $50 млн дивидендов по итогам 2001 г. , выплаченные Андрею Мельниченко "просто за счет перераспределения внутри группы". "Прибыль МДМ-банка с помощью трансфертного ценообразования аккумулировалась на других структурах", - пояснила она. Кроме того, Кочетыгова надеется получить более подробные данные о структуре собственности: "Рано или поздно они должны будут назвать своего реального владельца в публичном доступе".
В отчете указано, что на 30 июня 2002 г. единственным акционером MDM Holding была португальская компания Antilles Comercio Internacional. Впрочем, опрошенные "Ведомостями" эксперты говорят, что представители МДМ-банка открыто заявляют, что единственный владелец - председатель наблюдательного совета банка Андрей Мельниченко. "Могу подтвердить только, что он является крупным акционером группы, но о размере пакета спросите у него самого", - сказал председатель правления МДМ-банка Владимир Рашевский. "Мельниченко, кстати, владеет МДМ-банком не как физическое лицо", - добавил он.
|