Вспоминая Ленина
Молва же твердила, что «ВАЗ-2106» обхо-дился в 700 рублей, а продавался за 6 тысяч, и то по очереди. «Волга» - у той 1200 рублей была себестоимость, а ака-демики ее за 10 тысяч покупали. А сколь-ко сегодня на самом деле стоит «жигу-ленок»? Дать точный ответ на этот воп-рос, мучающий уже несколько поколе-ний, не сможет, наверное, никто. Слишком мно-го тумана вокруг финансовых операций
«АвтоВАЗа».
Чтобы докопаться до истины, надо брать
«языка», желательно из высших эшелонов власти, или изучить подшивки старых тольяттинских газет. Ведь еще В.И. Ленин, крупнейший авторитет царской России в области организации подпольной информационной работы, отмечал, что
«...Легальный материал особенно важен. Открытая печать традиционно является самым емким и наиболее используемым ка-налом получения достоверной информации».
В этой статье вы не найдете скрупулезной
калькуляции со всеми бухгалтерскими рас-четами себестоимости продукта, но неко-торую разницу между реальной стои-мостью
и суммой на ценнике вы все же обнаружите.
Волжская "Сицилия"
События последних лет сформировали ряд новых народных примет, одна из которых утверждает: там, где много грязных денег, пахнет мертвечиной. В Тольятти не привились традиции качественного итальянского автомобилестроения, зато сицилийских нравов хоть отбавляй: город уверенно удерживает репутацию криминаль-ной столицы Поволжья.
По оценкам самарских оперативников, с 1992 по 2002 годы в криминальных раз-борках вокруг «ВАЗа» и его продукта уби-ты свыше 500 человек! Жесткая привязка гангстер-ской войны к автозаводу посте-пенно наложила отпечаток и на боевые действия, которые своей монотонностью начали напоминать «вазовский» конвейер.
Заказное убийство в Тольятти происходит примерно раз в неделю, а своеобразный рекорд был поставлен осенью прошлого года, когда за полтора месяца в городе убили около 20 бизнесменов. Почти все они были дилерами, поставщиками или менеджерами «АвтоВАЗа».
Несмотря на смертельный риск, участие в «вазовской» «схеме» по-прежнему явля-ется мечтой для тольяттинских коммер-сантов и бандитов. И за доступ к делу идет жесточайшая конкурентная борьба, в которой используются самые разные аргу-менты - от «подарочных» коттеджей до прямых угроз и убийств. Оперативники говорят, что в городе развернулась уже четвертая гангстерская война. Первые две войны - в начале 90-х - были связаны
с контролем над отгрузочными площадками и дилерами. С середины 90-х годов нача-лась драка за поставщиков и наиболее прибыльные производства.
Остановить этот криминальный конвейер не могут ни широкомасштабные операции МВД России, ни периодические приезды в город оперативных групп Главного управ-ления уголовного розыска. Попытки мест-ного шестого отдела (УБОП) отправить за решетку хотя бы одного крупного «авто-ритета» не имеют успеха, задержанные бригадиры освобождаются в зале суда.
Почему же люди рвутся в этот опасный автомобильный бизнес? Причина, как всег-да, банальна: деньги, которые платим мы,
покупая гордость отечественного автопро-ма, машину для этой жизни - «ВАЗ».
В цену любого «жигуленка» включено все -от отката бандитам и воровства до жирных
процентов на личные счета топ-менедже-ров, руководящих автомобильным гигантом.
2 Х 2 = 5, или сколько понадобиться
Чтобы отделить криминальные деньги от чистой цены автомобиля, займемся неслож-ной арифметикой. В прошлом году завод выпустил 767 тысяч автомобилей, в поза-прошлом - 705 тысяч. Зафиксированный доход бандитов (в тольяттинской прессе нашел даже такую статистику!) - от рэкета его дилеров в 2000-2001 годах - составлял, по разным оценкам, от 17 до 19 млн долларов. Правда, в МВД говорят, что цифра сильно занижена. Выходит, около 9 млн долларов в год. Плюсуем к этому хищения на заводе - 30 миллионов долларов в год, цифра, озвученная лично Виталием Вильчиком, гендиректором - президентом ОАО «АвтоВАЗ». В эту сумму входит только реальное воровство и не включается «официальное» умыкание денежных средств. Вроде хищения в схеме авиаперевозок. При непрерывном цикле работы главного сборочного конвейера завода якобы объективно создаются условия предпосылки остановки конвейера из-за аварийно малого запаса компле-ктующих. Тут же дается указание о срочной поставке комплектующих из-за границы, обычно на сумму 10 млн долларов. При этом сумма фрахта авиасудов составляет 20-30 млн долларов. Поскольку самолеты у завода в основном свои, то большая часть денег просто расхищается. Ситуация с недостатком комплектующих полностью предсказуема, но аварийный фрахт повторяется несколько раз в год.
Кроме того, шло явное завышение стоимости контрактов на основе конъюнктурной справки, содержащей завышенные цены на заказываемое оборудование, плюс огромный процент комиссионных - 20%, в отдельных случаях до 30%. В ряде СМИ даже фигурирует сумма валютных затрат (закупка иностранных комплектующих) на каждую машину. В позапрошлом году - 142 доллара, в прошлом - 120. Но вот по иным оценкам проводится совсем другая цифра, во много крат выше - 700-800 долларов! Думаю, не надо комментиро-вать, в чей карман уходит эта маржа в 580-680 долларов. Платят ее покупатели, как, впрочем, и все остальные накладные расходы, включая расходы на «крышу» для дилеров и хищений с завода!
Но это еще далеко не все, круче всего - проблема внутренних поставщиков. Тольяттинские эксперты утверждают, что, если «ВАЗ» сменит ВСЕХ своих поставщиков, получится 20-процентная экономия расходов! И резкий рост качества: нынешние подрядчики гонят «ВАЗу», мягко скажем, некондиционные составляющие, начиная с металла. Но сменить ни-и-з-зя! Поскольку бьет уже по сугубо личным интересам ряда топ-менеджеров самого завода: круг подрядчиков сложился - сумма подрядов (и отката за их лоббирование) такая, что цена отказа - летальный исход.
...По самым приблизительным подсчетам, чистая стоимость «десятки» находится в пределах 120 тысяч рублей при ее сегодняшней цене в 185 тысяч рублей.
|