Слухи о кадровой революции в главной прокремлевской партии страны получили наконец свое подтверждение. Уже в ближайшее время шефом высшего совета “Единой России” станет глава МВД Грызлов. Большинство наблюдателей оценило это как мягкую форму отставки партийного генсека Беспалова. Но не исключено, что подоплека происходящего в партии более сложна. Уж слишком высоки ставки в битве за контроль над “Медведем”.
Версия 1. Укрощение генсека. “МК” уже писал об остром конфликте между партийным генсеком Александром Беспаловым и другими партийными боссами. Беспалов — ставленник главы личного секретариата президента и одного из главных лидеров питерских — Игоря Сечина. Обладая столь мощной поддержкой и жестким характером, генсек попытался взять происходящее в “Единой России” под свой полный контроль. Другим околокремлевским группировкам это не понравилось. Против Беспалова была развернута мощная кампания.
Назначение Грызлова может свидетельствовать о том, что эта кампания оказалась успешной. Беспалов остается на своем посту, но лишается львиной доли своих полномочий. Подобный шаг полностью соответствовал бы кадровому стилю ВВП. Президент, как известно, не любит демонстративно увольнять своих соратников. А в случае с Беспаловым это было бы и вовсе немыслимым. Он ведь работал с Владимиром Владимировичем еще в питерской мэрии.
Версия 2. Дублер президента. Несколько месяцев назад г-н Беспалов под большим секретом рассказал коллегам-партбоссам радостную весть. Мол, Путин торжественно пообещал, что уже в феврале 2003-го он вступит в партию и станет ее лидером. Близость Беспалова к Кремлю никем не подвергается сомнению. Но многие партаппаратчики восприняли это заявление генсека скептически. Если президент твердо свяжет себя с “Единой Россией”, его выигрыш от этого шага будет минимальным. “Медведь” и так рабски предан Кремлю. Зато проигрыш может быть довольно ощутимым. Путинская свобода маневра окажется резко ограниченной. А все многочисленные проказы “медвежьих” партдеятелей станут в общественном сознании четко связываться с именем президента.
Если Путин в конечном итоге все-таки откажется возглавить “Единую Россию”, ей понадобится другой высший лидер. Нельзя же идти на выборы “о четырех головах”! Вот это-то место и должен занять Грызлов. Конечно, ни в Думе, ни тем более в МВД Борис Вячеславович не проявил особой страсти к публичной политике. Скажем, общение с журналистами всегда воспринималось им как тяжкая повинность. Но “гризли” известен своей готовностью выполнить любой приказ президента. Что же до отсутствия у Грызлова особой харизмы, то в Кремле могут счесть этот недостаток вполне исправимым. Мол, наши имиджмейкеры мигом превратят его в “супермедведя”!
Версия 3. Избавление от “гризли”. Многие политзнатоки до сих пор убеждены, что Степашина в 1999-м назначили на несколько месяцев премьером только по одной-единственной причине. Ельцинскому семейству нужно было срочно освободить для своего ставленника Рушайло кресло министра МВД. Самым удобным способом достижения этого было сочтено повышение прежнего шефа милиции. Может быть, и с Грызловым происходит нечто подобное. И через несколько месяцев будет объявлено, что “ввиду большой загруженности” Борис Вячеславович отныне сосредоточится на партийной работе.
Версия 4. Отжим отцов-основателей. Главными пострадавшими от нового назначения Грызлова можно счесть и трех отцов-основателей “Единой России”. Сейчас Лужков, Шойгу и Шаймиев обладают титулами сопредседателей партии. Но после прихода “гризли” названия их постов будут звучать не так впечатляюще. Снизиться должны и возможности тройки влиять на внутрипартийные дела.
Кремлю, например, очень не нравится, что фракция ОВР по-прежнему четко ориентируется на Лужкова. В президентской администрации даже придумали против этого специальное “противоядие”. Лидер фракции “Медведь” Пехтин уже объявил в кулуарах, что в новой Думе “Единая Россия” будет состоять не из трех, а только из двух фракций. Одна — для одномандатников, другая — для списочников. Не исключено, что в конце концов в Кремле решат и вовсе обойтись одной-единственной фракцией. При подобном раскладе человека Лужкова в кресле фракционного лидера точно не будет.
Скрытые конфликты внутри и вокруг “Медведя” наверняка не утихнут и после прихода Грызлова. Контроль над “Единой Россией” сулит просто фантастические деньги и власть. Уже сейчас говорят о предварительных расценках на места в избирательном списке. Как говорят, за проходные места требуют не меньше миллиона зеленых. Очень лакомым куском является и официальный предвыборный бюджет партии. От того, как именно будут распределяться заказы, зависит судьба крупнейших пиар-агентств.
Не менее важен и политический аспект ситуации. Все околовластные российские группировки пытаются затолкать сейчас в предвыборный список “Единой России” как можно больше своих ставленников. Именно от этого ведь в немалой степени будет зависеть будущий российский политрасклад. Нельзя забывать и том, что глава предвыборной кампании партии власти становится одним из ближайших соратников Путина. Так что единство “Единой России” по-прежнему не грозит.
|