В 2000 году в США на оплату деятельности лоббистов было потрачено почти $1.6 млрд. Еще $1.1 млрд. было затрачено на выборы в Конгресс, состоявшиеся в том же году. Впрочем, по правилам лоббистские фирмы не обязаны указывать в отчетах заказы с бюджетом менее $20 тыс., поэтому реальные затраты на лоббизм в США могут быть гораздо выше. Любопытно, что в 1999 году отстаиванием прав безработных в Конгрессе и Сенате США занимались 16 лоббистов (их услуги оплачивали 10 общественных организаций), а защитой прав животных - 134 (58 организаций).
Данные по числу лоббистов в США расходятся. По одним данным только в Сенате и Конгрессе США в 1999 году действовали 12 133 лоббиста. Примерно 3 тыс. из них действовали в сфере налогообложения, 2 700 - занимались бюджетными вопросами, 2 400 - пытались влиять на сферу здравоохранения, чуть более 2 тыс. специализировались на торговле, 1 890 - занимались вопросами сохранения окружающей среды. Для сравнения: отставанием интересов коренных народов Америки - 305, международными отношениями - 605, вопросами иммиграции - 499. По другим источникам, в 2002 году в США на всех уровнях власти действовало 18 600 лоббистских фирм.
В 2000 году лоббистской деятельностью занимались 129 бывших членов Конгресса США - в большинстве своем они представляли интересы крупных корпораций. Согласно закону, экс-конгрессмен может заниматься лоббизмом через год, после того как перестал заниматься законодательной деятельностью.
В первую десятку крупнейших лоббистских фирм в США ныне входят (по итогам 2001 года): Cassidy & Associates (доход за первое полугодие 2002 года составил $16 млн. 680 тыс.), Patton Boggs ($10 млн. 260 тыс.), Akin Gump Strauss Hauer & Feld ($9 млн. 480 тыс.), Verner, Liipfelt, Bernhard, McPherson and Hand ($8 млн. 840 тыс.), Van Scoyoc Associates ($6 млн. 240 тыс.), Greenberg Traurig ($8 млн.675 тыс.), Williams & Jensen ($5 млн. 680 тыс.), Barbour Griffith & Rogers ($5 млн. 480 тыс.), Washington Council Ernst & Young ($5 млн. 500 тыс.), Hogan & Hartson ($3 млн. 380 тыс.).
По информации The Center for Responsive Politics, в 1999 году (более свежие данные пока недоступны) крупнейшие лоббистские бюджеты были у фармацевтических компаний ($90.6 млн.), страховых компаний ($85.6 млн.), производителей электроэнергии ($70.8 млн.), нефтегазовых компаний ($60.5 млн.) и телефонных компаний ($56.3 млн.).
По данным Федеральной Избирательной Комиссии СШАFederal Election Commission за период с 1989 по 1999 год крупнейшими клиентами лоббистских фирм США стали общественные и профсоюзные организации: Американская Федерация Государственных СлужащихAmerican Federation of State, County & Municipal Employees (всего потратила примерно $30.7 млн.), Национальная Образовательная АссоциацияNational Education Assosiation ($21.1 млн.), Национальная Ассоциация РиэлтеровNational Assosiation of Realtors ($20.4 млн.), Ассоциация Судебных Юристов АмерикиAssosiation of Trial Lawyers of America ($19.9 млн.). Крупнейшая табачная компания Philip Morris с лоббистским бюджетом в $18.9 млн. заняла пятое место в этом списке. Washington ProFile
Самые ,богатые политики
По данным журнала Forbes, мэр Нью-Йорка Майкл БрумбергMichael Broomberg является самым богатым политиком США. Его состояние оценивается в $4.8 млрд. На втором месте состояние помощника губернатора штата Арканзас Винтропа РокфеллераWinthrop Rockefeller ($1.2 млрд.), на третьем - бывшего кандидата в губернаторы Нью-Йорка Томаса ГолизаноThomas Golisano ($1.1 млрд.). Самый богатый законодатель США - сенатор от штата Массачусетс Джон КерриJohn Kerry/ Его состояние оценивается в $550 млн. В десятку богатейших политиков США входят пятеро членов Демократической партии и четверо республиканцев.
Сенатор штата Северная Каролина Роберт СтрэнджRobert Strange перед смертью сказал сыну, что хотел бы, чтобы на его могильном памятнике была выбита надпись "Здесь лежит честный законодатель". Сын удивился: "А что, твое имя не нужно писать?". Стрэндж ответил: "В этом нет необходимости. Каждый, кто прочтет эту надпись воскликнет - That's Strange! (фраза имеет двойное значение - "Это удивительно!" и "Это Стрэндж!"). Washington ProFile
Что-то нужно делать, чтобы вернуть России классический имидж страны Толстого и Достоевского взамен того образа, который сформировался в эпоху "холодной войны".
Грег МинджекGreg Minjack, директор лоббистской фирмы Public Strategies Inc.
Минджек: Работа лоббиста стоит на "трех китах". Во-первых, это "лоббизм взаимоотношений" - я, например, работаю с тремя конгрессменами и доношу до них информацию. Есть "технический лоббизм", требующий понимания законов и нормативных актов, а также умения использовать их. Если Вы умеете работать в этом направлении, то Вы можете сказать бюрократу: "Мы проанализировали такие-то законы и установили, что ты имеешь право делать это". И бюрократ скажет: "О, кей! Вы доказали, и я будут делать это". Третий - и самый важный аспект - работа с людьми и донесение их мнения до органов власти.
В США существует ужасная избирательная система. В других странах Вы автоматически регистрируетесь для участия в голосовании, потому что Вы живете здесь. Американцы должны предпринять определенные шаги, чтобы зарегистрироваться в качестве избирателя. Только 60-65% американцев, имеющих право голоса, регистрируются как избиратели. И лишь половина этих людей, в конец концов, приходит на избирательные участки. Таким образом, реально в выборах участвуют не более 35% избирателей. Посмотрите, победитель последней кампании по выборам президента набрал чуть более половины голосов - то есть половину от этих 35%. То есть США управляет человек, за которого проголосовали 17% избирателей.
Лоббизм зависит от активных людей. А люди нуждаются в нас для того, чтобы мы донесли их точку зрения до политиков и властей. А тех, кто активен, но нерешителен, мы пытаемся сагитировать в свою пользу, чтобы они поддержали нашу позицию.
Я могу привести один пример. Я работал с конгрессменом, членом Демократической партии. Так как он избирался в сельском округе, то он поддерживал право людей на владение огнестрельным оружием. Мои друзья спросили меня: "Можно ли сделать что-то, чтобы его позиция изменилась?". Я ответил : "Собери противников владения огнестрельным оружием, пусть они напишут письма, а я покажу эти письма ему. А сегодня у нас есть только 17 писем от людей, которые выступают против оружия и 7 тысяч сторонников противоположной точки зрения". Потому что политик может положить эти 7 тысяч писем на стол и сказать - я поддерживаю право людей владеть огнестрельным оружием, потому что мои избиратели требуют этого.
В другом случае я участвовал в выборной кампании, на которой оба конкурирующих кандидата выступали за право владения оружием. На дебатах в одном либеральном университете наш противник заявил, что он выступает за это право, но может пересмотреть свою точку зрения в отношении некоторых видов оружия. Я немедленно позвонил в Национальную Стрелковую ассоциациюNational Rifle Association (NRA) (одна из влиятельнейших общественных организаций США -Washington ProFile) и спросил :"Вы знаете, что сказал этот парень?". На следующий день, мне позвонили из NRA и сообщили, что они будут поддерживать моего кандидата. Еще через день NRA разослала 40 тыс. писем своим членам с соответствующим извещением. После этого нам звонили и говорили: "Я никогда раньше не голосовал за демократов, но если NRA рекомендует, то я поддержу вас". Сейчас мы, в частности, работаем над лоббированием строительства нового госпиталя в штате Вирджиния...
Вопрос: Но новый госпиталь будет полезен абсолютно всем. Зачем его нужно лоббировать?
Минджек: Потому что есть группы людей, которых строительство нового госпиталя может не устраивать. Прежде всего это другие госпитали, которые видят в этом появление нового конкурента, то есть угрозу своему бизнесу. Сейчас в этом графстве Вирджинии ощущается огромный дефицит медицинских работников. Поэтому другие госпитали боятся потерять своих сотрудников, которые перейдут на работу на новое место. Поэтому они тратят много денег, чтобы сохранить "статус кво" и утверждают, что новый госпиталь никому не нужен.
Кроме того, против новой больницы могут выступать жители соседних населенных пунктов. Они могут сказать, что не хотят, чтобы мимо их домов носились машины "скорой помощи", чтобы рядом с их домами накапливались опасные медицинские отходы и т.д. Примерно 75% жителей этого графства поддерживают строительство госпиталя, тем не менее мы сталкиваемся с серьезным сопротивлением.
Вопрос: Каким образом Вы добиваетесь поддержки со стороны общества?
Минджек: У нас есть список всех людей, которые живут в этом графстве, и мы звоним каждому из них и спрашиваем: "Будете ли Вы поддерживать строительство новой больницы?". Результаты этого опроса мы продемонстрируем политикам и бюрократам, от которых зависит принятие соответствующих решений. Мы пытаемся организовать процесс поддержки этой идеи. Это поможет избранным должностным лицам обрести уверенность в том, что они делают правильный выбор, поддерживая нас, несмотря на громкие заявления противодействующих групп. Чем ниже уровень власти, тем большее внимание нам уделяют, потому что там политики больше зависят от симпатий своих соседей и знакомых.
Сила организованности больше, чем сила денег
Вопрос: У Вас есть опыт работы с людьми из стран бывшего СССР. Понимают ли они, что такое лоббизм?
Минджек: Многие из них в этом прекрасно ориентируются. Я в этом убедился, например, в городе Иркутске. Там я видел очень хорошие организации, они, безусловно, не являются полноценными лоббистскими структурами, но они хорошо организованы и успешно работают. Много лет назад, в 1992 году, я познакомился с замечательной организацией, которая защищала озеро Байкал. Эти люди понимали свою силу и умели влиять на власти. Многие люди способны понять, что и как делать в этом направлении, однако очень немногие способны реально заниматься этим делом.
Впрочем, многие американцы также не могут продемонстрировать свою силу до тех пор, пока они реально не начнут работать с конгрессменами. Если мы получим пять писем с одним и теми же предложениями, это достаточно, чтобы привлечь внимание конгрессмена. Однако наши клиенты, которые нанимают нас, не верят в то, что члены Конгресса достаточно внимательно относятся к тому, что говорят их избиратели. Я думаю, что не только иностранцы, но очень многие американцы не представляют, сколь многого можно добиться, если объединиться с людьми, которые выступают со схожими идеями.
Деньги не должны быть обязательно вовлечены в этот процесс, хотя они, безусловно, полезны. Я знаю лоббистские группы, которые действуют лишь используя телефон. К примеру, все армяне в США знают друг друга и могут легко организовать свои встречи. И когда они собирают средства для какого-то конгрессмена, они могут собрать 20, 50, 100 человек и попросить их пожертвовать небольшие суммы Этот очень низкая цена, которую они платят за свое влияние на конгрессмена. Сила организованности больше, чем сила денег.
Вопрос: Иностранные правительства имеют свои лобби в Вашингтоне?
Минджек: Очень часто иностранные правительства помогают создавать общественные организации, помогают им с финансированием. Они действуют самыми разными путями - например, публикуют в газетах подробную информацию о своих странах. Своих агентов здесь нанимают и правительства, имеющие в США плохую репутацию и в этом нет ничего плохого. Очень важно рассказать людям свою версию происходящих событий, но Россия и Украина об этом не беспокоятся.
Вопрос: Что можно сказать о российском лобби?
Минджек: Насколько я могу судить, здесь существуют определенные круги, действующие в интересах России. Здесь не существует русской общины, столь же сплоченной, как живущие в США выходцы из Армении и Греции. Выходцы из России должны быть организованнее, они должны стать важным фактором в политике. Не обязательно для поддержки определенного президента, но для работы над образом российской культуры и образа России в целом. Что-то нужно делать, чтобы вернуть России классический имидж страны Толстого и Достоевского взамен того образа, который сформировался в эпоху "холодной войны". Но я не вижу никого, кто бы занимался этим.
Первый шаг к организации лобби - продемонстрировать, что у вас есть организация и есть некое послание, которое необходимо донести до Америки. Важная часть работы лоббиста - отражать атаки на Вашего клиента настолько быстро, насколько это возможно. Если Вы оставляете такие атаки без ответа, то люди думают, что все критические замечания являются правдой.
Вопрос: Российские компании лоббируют в США?
Минджек: Мне кажется они действуют успешно и смогли организовать очень хорошие кампании. В США Вы никогда не могли услышать иную версию событий, происходивших вокруг телекомпании НТВ, не важно, была эта версия ложной или истинной. Владимир Гусинский в США приобрел имидж жертвы притеснений со стороны государства - это может быть или может не быть правдой. Это была превосходная кампания!
То же самое можно сказать и в отношении Михаила Ходорковского. Ранее у него был имидж олигарха, разворовавшего Россию. Однако ныне он приобрел имидж и репутацию хорошего и честного российского бизнесмена. Он достиг этого потому, что приезжал сюда, разговаривал с людьми и доносил до них свою точку зрения. Я видел здесь Ходорковского четыре или пять раз. Как-то ему сказали, что его компания не пользуется современными стандартами бухгалтерского учета и его бизнес непрозрачный. В следующий раз он приехал и заявил, что нанял западного специалиста для руководства его отделом бухгалтерского учета. То есть, он принимал претензии и действовал, чтобы исправить положение. Я думаю, что это была очень хорошая лоббистская кампания.
Вопрос: Что более важно - деньги или репутация? Если бы в Ваш офис вошел Бен Ладен и сказал: "Мне нужна хорошая репутация!". Вы бы стали работать с ним?
Минджек: Кто-нибудь бы точно стал работать. Любой, в том числе и преступник, заслуживает того, чтобы его версия была выслушана. В Вашингтоне имеют своих представителей очень много людей с далеко не однозначной репутацией.
На политику США влияют иностранцы
Большинство стран мира стремятся отстаивать свои интересы в коридорах власти Вашингтона и оплачивают работу лоббистов. К примеру, Польша выделила из государственного бюджета $10 млн. на лоббистскую поддержку своих усилий по вступлению в НАТО. Как известно, это цель была достигнута.
Свои интересы в Вашингтоне лоббируют многие крупные российские, украинские и казахстанские компании, в основном, связанные с экспортом энергоносителей, стали, леса и т.д. Российская компания ОАО "Телекомпания НТВ" за период с 1 января по 30 июня 2002 года потратила на лоббистскую деятельность в США $580 тыс. По данным National Journal, в 2001 году лоббистские затраты НТВ составили $1 млн. 060 тыс. Интересы "НТВ" в Вашингтоне представляет одна из крупнейших лоббистских фирм США - Patton Boggs. Ее клиентами являются такие известные компании, как Mars (в 2002 году она заплатила Patton Boggs $1 млн. 320 тыс.) и AOL Time Warner ($480 тыс.).
По неподтвержденным данным, значительные средства в создание своего позитивного имиджа в глазах американской политической элиты вкладывают некоторые лидеры постсоветских государств. Целенаправленным лоббированием государственных интересов в Вашингтоне занимаются лишь армянское и украинское лобби. Эдуард ЛозанскийEdward Lozansky, президент Американского Университета в Москве и Медиагруппы "Континент USA", организатор ежегодного Всемирного Российского Форума - фактически единственный лоббист России в Вашингтоне.
Впрочем, сам Лозанский не считает себя "полноценным" российским лоббистом. Он утверждает, что отстаивает не интересы России, а интересы улучшения американо-российских отношений. "Чтобы заниматься полноценным лоббированием в Вашингтоне требуется, как минимум, человек двадцать. В армянском лобби примерно столько человек, в украинском - около 80-ти, в израильском - 450. А российское лобби -это только я и моя жена".
По словам Лозанского, он неоднократно объяснял ситуацию в высших органах государственной власти России. Однако Россия пока не готова вкладывать деньги в свое лоббирование. По оценкам Эдуарда Лозанского, для организации нормального процесса лоббирования интересов России в США требуется, как минимум, $3 млн. в год. В случае с Арменией, Украиной и Израилем, государства практически не участвуют в финансировании своих лоббистов -это делается на средства армянской, украинской и еврейской общин США. Washington ProFile
Факт Дня:
Примерно 90 млн. американцев пьют пиво, из них примерно 30 млн. употребляют пиво постоянно. 61% любителей пива - мужчины. 77% людей, пьющих пиво, постоянно занимаются спортом. По данным консалтинговой фирмы Standard & Poor's DRI, примерно 44% стоимости бутылки или кружки пива, продающегося в США, составляют налоги. В 1997 году "пивные" налоги принесли американским бюджетам различных уровней более $25 млрд. Любопытно, что налоговое бремя на пиво выше, чем на подавляющее большинство иных товаров, продаваемых в США. В 1990 году Конгресс США, чтобы уменьшить бюджетный дефицит, принял решение повысить налоги на предметы роскоши (к ним были отнесены дорогие ювелирные украшения, частные самолеты, яхты, меха) и на пиво. Washington ProFile
Большую политику делают маленькие "группы особых интересов"
К лоббированию своих интересов в США прибегают сотни тысяч организаций (как общественных, так и коммерческих) - от крупных до состоящих из нескольких человек.
Ежегодно американские общественные организации (их обычно называют "группами особых интересов"special interest groups - формальные или неформальные группы людей или организаций, объединенных одной идеей) тратят миллиарды долларов на поддержку политиков и превращение своих идей в законодательные акты. Физические лица могут без ограничений жертвовать свои деньги группам особых интересов.
Группы особых интересов:
- собирают информацию по интересующему их вопросу и передают ее представителям средств массовой информации. Задача - привлечь внимание общественности и сформировать определенное общественное мнение. Средства массовой информации информируют общество о политических кампаниях и мнениях конкурирующих политиков и организаций.
- анализируют деятельность политиков, чтобы определить - кто из них может оказаться союзником, а кто - противником.
- формируют особые "комитеты политических действий"political actions committee, чтобы получить возможность легально собирать и жертвовать деньги на политические и избирательные кампании. Физические лица могут жертвовать этим комитетам не более $5 тыс. Пожертвование может быть большим, если подобный комитет образован несколькими группами общественных интересов.
В свою очередь, комитеты могут жертвовать не более $5 тыс. на поддержку избирательной кампании отдельного кандидата и не более $15 тыс. на поддержку политических партий.
- нанимают лоббистов для продвижения своих идей среди законодательной и исполнительной власти.
Лоббистские фирмы действуют на всех уровнях власти в США. Согласно определению, данным Lobbying Disclosure Act, принятому в 1995 году, лоббистом считается человек, который тратит не менее 20% своего времени на лоббистскую деятельность, имеет многочисленные контакты с членами законодательных и исполнительных органов власти, получил за свои услуги от своих клиентов не менее $5 тыс. в течении 6 месяцев. Лоббисты и лоббистские фирмы обязаны регистрироваться в органах власти, при которых они действуют (некоторые лоббисты избегают регистрации, но это незаконно). Каждые полгода лоббистские фирмы обязаны предоставлять детальный отчет в органы власти при которых они аккредитованы, в котором указываются их клиенты, лоббируемые проблемы и суммы, полученные от этих клиентов.
Лоббисты:
- информируют группы особых интересов о ситуации, сложившейся в законодательных органах власти и рекомендуют стратегию и тактику работы с ними, иногда проводят рекламные и пропагандистские кампании.
- связываются с местными комитетами политических партий ( в подавляющем большинстве случаев речь идет о Республиканской и Демократической партиях), чтобы донести до них требования групп особых интересов, включить эти требования в программы партий, а также договориться о поддержке определенных кандидатов.
Физические лица могут жертвовать не боле $20 тыс. в год на поддержку партийных комитетов и не более $1 тыс. на поддержку одного кандидата (последнее ограничение действует только для одного цикла выборов).
- связываются с законодателями, доносят до них точку зрения групп постоянных интересов, помогают готовить тексты законодательных актов, привлекают экспертов.
- организовывают распределение средств, полученных от жертвователей.
- организовывают социологические исследования и опросы общественного мнения. Washington ProFile
Пособие для начинающего лоббиста
Влиятельная американская общественная организация The Human Society of the United States сформулировала советы для людей, которые собираются заниматься лоббированием своих интересов.
- Знать своих представителей на всех уровнях власти. Встречаться с ними во время предвыборных митингов, выступлений и т.д. Не только Вы должны знать их в лицо, но и они Вас.
- Называть свое имя и телефон, когда общаешься с избранным политиком. Помощники законодателей могут позже перезвонить, чтобы поинтересоваться Вашим мнением по иным вопросам.
- Точно понимать - чего Вы добиваетесь. Например, можно бороться за запрещение ловли рыбы в конкретном озере, но не за запрещение рыбалки вообще.
- Знать, почему Вы персонально занимаетесь этой проблемой. Например, Вы выступаете против ловли рыбы в данном озере, потому что это мешает лично Вам заниматься подводным плаванием.
- Знать историю вопроса. Вполне возможно, что ранее кто-то другой боролся за разрешение рыбалки и за запрещение подводного плавания в этом водоеме.
- Быть готовым к дискуссии. Рыболовы также могут заниматься лоббизмом. Вам предстоит аргументировать, почему Ваши интересы должны стоять превыше их интересов.
- Доказать, что защита Ваших интересов важна и для Вашего представителя в органах власти. Образец аргументации: в вашем избирательном круге живет десять любителей рыбалки и 10 тысяч любителей подводного плавания.
- Искать союзников. Чем больше организаций будет привлечено к отстаиванию Ваших интересов, тем лучше.
- Устанавливать связи с ключевыми фигурами, отвечающими за сферы, близкие к Вашей проблеме. Привлекайте экспертов и дружите со средствами массовой информации. Washington ProFile
Дополнительная информация доступна на http://www.washprofile.org/SUBJECTS/Foreign.html
Факт Дня
В 2000 финансовом году США федеральные органы власти потратили на закупку товаров и услуг у частных поставщиков $203. 842. 394 тыс. Крупнейшим поставщиком стала компания Lockheed Martin. Портфель госзаказов Lockheed Martin превысил $20 млрд., примерно $16 млрд. составили подряды Министерства Обороны СШАDepartment of Defense. На втором месте Boeing ($14.6 млрд., военные заказы - более $12 млрд.), на третьем - Raytheon (соответственно, $8.1 млрд. и $7.3 млрд. ). В первую десятку крупнейших федеральных подрядчиков также вошли: Northrop Grumman, General Dynamics, Калифорнийский Университет, TRW, Bechtel Group, Science Application International и United Technologies.
|