Они вышли на нас сами. Президент ассоциации ветеранов «Альфы» и три легендарных командира Группы «А» разных лет. Просто позвонили в редакцию - мол, хотим встретиться. По-людски обсудить с журналистами прошедшую неделю. Болтовни-то вокруг захвата «Норд-Оста» хватает, а вот по делу...
Мы были рады этому предложению. Не каждый день в одном месте собираются люди, чьи имена и лица были государственной тайной, а поступки вошли в легенды спецслужб всего мира. Наверняка мы знали одно - с чего начнется наш разговор.
ИЗ ДОСЬЕ «КП»
Гончаров Сергей Алексеевич, президент Ассоциации ветеранов подразделения антитеррора «Альфа». В прошлом – заместитель командира Группы «А». В подразделении с 1978 года. Полковник запаса. Депутат Московской городской Думы 1 - 3-го созывов. Член Консультативного совета ФСБ.
Сергей ГОНЧАРОВ: - Мне не очень понравилась реакция СМИ. То, что в эти дни творилось в эфире, ни в какие рамки не входит. На всю страну вещают дрожащими голосами, испуганные лица... Зачем? Еще больше напугать? Или выходит к прессе господин Цекало. И рассказывает по просьбе корреспондента: «Сейчас с 3-го этажа вылезают мои артисты. Тут есть дверь, в которую можно спокойно вывести заложников...» Другой корреспондент: «Подъехали БТРы спецназа, они встали здесь...» Журналисты должны понимать, что все, кто готовится к совершению таких действий, смотрят СМИ, изучают действия спецслужб.
- Есть ли законы, по которым можно прекратить прямую трансляцию?
Сергей ГОНЧАРОВ: - Нет, законодательно это не решено. В результате количество грязного пиара ошеломило.
- Как туда пустили переговорщиков?
ИЗ ДОСЬЕ «КП»
Зайцев Геннадий Николаевич, командир Группы «А» в 1977 - 1988, 1992 - 1995 годах. Герой Советского Союза. Генерал-майор в отставке. Вице-президент Ассоциации ветеранов подразделения антитеррора «Альфа».
Геннадий ЗАЙЦЕВ: - Штаб определял, кого допускать. Но получилось, коль один депутат прошел, то другому отказывать уже нельзя. А ведь мы видели, кто какие оценки давал. Слушаешь и удивляешься, а для чего тогда ты там был?
- Какой момент можно считать началом операции?
ИЗ ДОСЬЕ «КП»
Ивон Роберт Петрович, командир Группы «А» в 1977 году. В подразделении с 1974 по 1984 год.
Роберт ИВОН: - Когда поступает команда на проникновение в здание. По нашей информации, «чистый» бой длился 28 минут, а вся операция - около 45 - 50 минут. Спецназовец, врываясь в помещение, уже знал, где, на каком этаже сидит его «клиент». Когда основная часть операции закончилась (уничтожение тех, кто мог привести в действие взрывные устройства), пошла зачистка, проверка помещений.
- Говорят, что 45 заложников получили огнестрельные раны...
Сергей ГОНЧАРОВ: - Да, осколочные ранения есть. Есть пулевые. Парню одному попали в глаз, он в тяжелом состоянии. Террористы ведь открыли стрельбу, успели бросить гранату...
Александр ГУСЕВ: - Уже заведено уголовное дело и проводятся следственные мероприятия. Причем как в отношении бандитов, так и по действию спецназа. В принципе проверка прокуратурой законности любой операции правомерна... Могу привести такой факт. 20 сентября 1986 года группа вооруженных преступников захватила 78 пассажиров и 5 членов экипажа самолета Ту-134 в Уфе. Преступники убили двух работников милиции и двух заложников. В ходе операции одного террориста убили, другого ранили. В отношении нашего сотрудника было возбуждено уголовное дело. Потом оно было закрыто за отсутствием состава преступления.
- Больной вопрос - применение газа, которым отравились и заложники...
Роберт ИВОН: - Газ использовали из-за крайней необходимости: началась стрельба. Были данные, что террористы будут уничтожать заложников. Переговоры велись до последнего, пока была надежда хоть как-то договориться... Кстати, за все время существования группы «А» ни один заложник не получил от руки сотрудника даже ранения. «Альфовец» скорее себя подставит под пули...
ИЗ ДОСЬЕ «КП»
Гусев Александр Владимирович, командир Группы «А» в 1995 - 1999 годах. Генерал-лейтенант в отставке. В прошлом – заместитель коменданта Московского Кремля. Руководил операцией по освобождению заложников в Буденновске.
Геннадий ЗАЙЦЕВ: - Но в первую очередь нужно было поразить бандитов. Высчитать до миллиграмма, сколько потребуется на 1000 человек этого газа, нельзя. Главное - ни одно взрывное устройство не сработало.
- Действительно ли бандиты были смертниками? Есть мнение, что они вовсе не собирались себя взрывать. Решили поиграть на нервах, достигнуть политического эффекта, а потом сдаться...
Александр ГУСЕВ: - Как мы видели, все террористы (кроме одного) закрыли лица масками. А значит, оставляли себе какой-то шанс. Но у них был и крайний вариант - взорвать себя. И на это они бы пошли...
Сразу было ясно - договориться с ними не удастся. Они ведь даже самолета не просили. Они явно тянули время, хотели морально сломить, унизить нас всех, руководство страны. Может, надеялись, что одновременно произойдет захват еще нескольких объектов в Москве.
- Должен ли был спецназ выносить пострадавших? Какую роль в этом должны играть МЧС и медицина?
Роберт ИВОН: - В штате подразделения имеется целая группа квалифицированных врачей. Все ребята обладают навыками оказания первой медпомощи пострадавшим. Это само собой разумеющееся - оказывать помощь тем, кто там пострадал. И наши офицеры принимали прямое участие в спасении. Всегда так было, и всегда так будет.
- Боевики успели оказать огневое сопротивление?
Александр ГУСЕВ: - Успели. Но главная цель - не уничтожить террористов. Цель всех спецподразделений одна - чтобы заложники были живы. Никаких процентов, норм в соотношении заложников и погибших нет и быть не может. Да и как можно живых людей на проценты считать?
- Некоторые страны приняли закон, который исключает переговоры, сам смысл захвата заложников и попытки прикрыться.
Роберт ИВОН: - Например, Израиль. Так они воюют всю жизнь, спецназ у них очень высокого класса. На Олимпиаде 1972 года в Мюнхене террористы убили всех израильских спортсменов. Так израильтяне собрали полное досье на каждого и уничтожали потом по всему миру. Считаю, это принцип, который показывает отношение государства к своим соотечественникам.
- Операция была разработана очень детально. Это делалось за рубежом или где-то в Чечне?
Сергей ГОНЧАРОВ: - Знаю, что среди убитых есть наемники нечеченцы. Рекомендации во время захвата и удержания заложников тоже давались из-за рубежа. Есть же данные радиоперехвата...
- В каких западных странах есть подразделения, сопоставимые с «Альфой»?
Роберт ИВОН: - По задачам - во всех крупных и развитых странах. А по опыту, по профессионализму... Когда в прошлом году произошел захват автобуса с заложниками в Минводах, Биньямин Нетаньяху, бывший премьер-министр Израиля, прямо сказал: я считаю, что российская «Альфа» является лучшим спецподразделением мира по борьбе с террором. Сами же мы очень гордимся своим подразделением и иной оценки не дадим.
- Несет ли потери «Альфа» в Чечне?
Геннадий ЗАЙЦЕВ: - За последние годы на территории Чечни погибли три офицера: капитан Щекочихин, майоры Марченко и Курдибанский.
- Хотелось бы знать ваше мнение - что надо делать с Чечней, в Чечне?
Геннадий ЗАЙЦЕВ: - В первую очередь должны быть уничтожены главари бандформирований.
Александр ГУСЕВ: - Нужно дать чеченцам разобраться со своими бандитами. Существует ведь две Чечни. Равнинная Чечня, которая всегда к России относилась благосклонно, и горная...
Сергей ГОНЧАРОВ: - Первые две войны - это война с первым поколением чеченских полевых командиров. В ходе боевых действий это поколение было выбито, остались считанные единицы. События в Москве - это поколение племянников. А вот третий период уже будет пришествием их детей. И так - бесконечно. Поэтому нужно срочно налаживать нормальную жизнь в республике.
Сергей ГЕРАСИМЕНКО, Зинаида ЛОБАНОВА, Елена ОВЧАРЕНКО, Михаил ФАЛАЛЕЕВ.
Спецоперация:
Как это было
ПОДГОТОВКА: На второй день после захвата заложников спецназовцам удалось проникнуть на первый этаж бывшего Дворца культуры, где располагались технические помещения. Террористов там не было - они опасались снайперов, которые могли их расстрелять через огромные окна. По схеме вентиляционных шахт и коробов «альфовцы» проделали в нужных местах отверстия и установили следящую аппаратуру. Не только видео, но и инфракрасную, фиксирующую передвижение любого теплокровного существа! В общем, каждый боец заранее знал своего «клиента»: где находится, чем вооружен, как передвигается, на какую кличку отзывается.
ШТУРМ: Как только бандиты стали убивать заложников, был пущен (в 6.05) усыпляющий газ в вентиляционные шахты. На это ушло минут двадцать. А затем спецназовцы выстрелили (в 6.30) из подствольников несколько свето-шумовых гранат. Сквозь рекламный плакат «Норд-Оста» гранаты влетали в окна театра и рвались прямо в зале. Одновременно взрывами малой мощности были сделаны два пролома в стенах - в левом крыле и на противоположном конце здания (на стыке кухни и гримерной).
В здание спецназовцы вошли как минимум с шести направлений одновременно: в оба пролома, через три входа (один - центральный, два - служебных), спустились с крыши на специальных троссах в окна второго этажа. Работали около десяти групп. Все передвижения прикрывали снайперы.
Когда в зале «запрыгали» свето-шумовые гранаты, террористы отвлеклись от заложников и стали стрелять по балкону: решили, что их бомбят оттуда. Это помогло «Альфе» выиграть время и тоже немножко пострелять - но уже наверняка. Саперы тут же начали разминирование. Некоторые бандиты попытались прорваться в подвал, но их отсекло боевое охранение. Да и газ подействовал. Из окна взмывают вверх две красные ракеты - первый этаж взят. Правда, второй эшелон спецназа сразу войти в левое крыло здания не смог: со второго этажа стрелял чеченский автоматчик и даже бросил две гранаты. Через полминуты его снял снайпер.
На тех бандитов, кто находился не в зрительном зале, газ, увы, почти не подействовал. Террористы пытались сопротивляться в коридорах и в подсобных помещениях (например, в режиссерском кабинете). Одна раненая шахидка швырнула гранату - это стало ее последним телодвижением. Бараева и нескольких бандитов застрелили на втором этаже возле буфета (в 6.50).
Сам бой длился двадцать восемь минут. Еще минут пятнадцать спецназовцы проверяли все театральные закоулки - нет ли недобитков. И только после этого операция штурма была закончена - началась операция по оказанию помощи заложникам...
Виктор БАРАНЕЦ, Михаил ФАЛАЛЕЕВ, Андрей ПАВЛОВ, Зинаида ЛОБАНОВА, Анатолий ЖДАНОВ.
|