Государство официально простило "Аэрофлоту" свыше $0,5 млрд штрафов за неправомерное пользование льготами при импорте самолетов. Кроме того, премьер-министр поручил Минтрансу и "Росавиакосмосу" подготовить решения о снижении ввозных пошлин на самолеты зарубежного производства.
В конце 90-х гг. "Аэрофлот" взял в лизинг 10 Boeing-737, два Boeing-777 и четыре А-310, которые ввез в Россию без уплаты таможенной пошлины и НДС. Общая сумма полученных льгот оценивается в $600 - 800 млн. Взамен авиакомпания приняла на себя обязательство закупить до 2005 г. 12 самолетов Ил-96М, три Ил-96Т и шесть Ил-96-300. Таковы были условия инвестиционного соглашения "Аэрофлота" и Минэкономики, подписанного в 1998 г. на основании правительственного постановления N 716. Однако "Аэрофлот" не купил до сих пор ни одного из тех самолетов, которые обещал приобрести. В таком случае компания должна в трехмесячный срок возместить полученные льготы, а также заплатить штраф в размере 1/300 ставки рефинансирования ЦБ РФ за каждый день пользования льготами.
О возможности взыскать круглую сумму с "Аэрофлота" в конце марта заявил министр промышленности Александр Дондуков. На заседании правительства он указал, что авиакомпания не выполнила условия постановления N 716 и инвестиционного соглашения с правительством - купить или взять в лизинг отечественную технику на сумму, втрое превышающую сумму таможенных льгот. Стало быть, с "Аэрофлота" можно потребовать возврата льгот и выплаты штрафа. Всего, по оценкам чиновников и аналитиков, $600 - 800 млн. Это заявление министра прозвучало вскоре после того, как две офшорные компании, связанные с акционерами "Сибнефти", приобрели около 20% акций "Аэрофлота".
Однако на прошлой неделе стало ясно, что денег у компании требовать не будут. Михаил Касьянов подписал новое постановление, признающее законность льгот "Аэрофлота". В документе говорится, что в отношении авиационной техники, ввезенной ранее на основании принятых правительством решений, "сохраняется условие полного освобождения от таможенных пошлин и налогов на сроки временного ввоза". При этом Михаил Касьянов прекратил действие постановления N 716 "О дополнительных мерах по господдержке гражданской авиации в России". Именно на нем базировалось инвестиционное соглашение Минэкономики и "Аэрофлота", обязывающее авиакомпанию закупить 21 самолет производства АК "Ильюшин".
Пресс-служба "Аэрофлота" в пятницу отказалась комментировать решение правительства. Однако "Ведомостям" удалось поговорить с одним из представителей государства в совете директоров авиакомпании. По его словам, "проблема льгот" неоднократно обсуждалась советом директоров. В итоге государство, как главный акционер, пришло к выводу, что заставить "Аэрофлот" погасить долги просто невозможно - у авиакомпании на это нет денег (ее годовой оборот составляет около $1,3 млрд). Поэтому было принято решение освободить "Аэрофлот" от прежних обязательств, а количество планируемых к закупке отечественных самолетов сократить с 21 (как значится в инвестиционном соглашении 1998 г.) до восьми. График закупок и марки самолетов, по словам собеседника "Ведомостей", пока не определены.
Единственное, о чем член совета директоров "Аэрофлота" говорит как о деле решенном, так это об участии авиакомпании в лизинговой схеме, утвержденной правительством в марте этого года. Какая бы лизинговая компания ни выиграла предстоящий тендер на госгарантии, "Аэрофлот" закупит у него несколько самолетов, говорит собеседник "Ведомостей".
В то же время Михаил Касьянов в подписанном на прошлой неделе постановлении поручил Минтрансу и "Росавиакосмосу" разработать и внести на рассмотрение комиссии по тарифной политике проект решения о снижении ввозных таможенных пошлин на авиатехнику. Сегодня пошлина составляет 20% и фактически является запретительной. Предполагается также снизить ставку на ввоз иностранных запчастей и комплектующих для авиатехники, которые не производятся в России.
Однако будущие разработчики либерального решения энтузиазма не демонстрируют. Начальник одного из профильных управлений Минтранса заявил "Ведомостям", что впервые слышит о возможном снижении пошлин. По его словам, правительство, наоборот, заявляло о твердом намерении поддержать отечественный авиапром. "Сделаны реальные шаги, объявлен тендер среди лизинговых компаний. Бросить наших авиастроителей на произвол судьбы ни у кого и в мыслях не было", - говорит чиновник Минтранса. "Мы будем выступать категорически против снижения таможенных пошлин на ввоз в Россию зарубежных самолетов", - заявил "Ведомостям" представитель "Авиастара-СП" (производит самолеты "Ту" и "Ан") Александр Савостьянов. По его мнению, правительственная инициатива продиктована требованием США, которые ставят облегчение импорта авиационной техники одним из условий вступления России в ВТО.
По мнению аналитика компании UFG Юлии Ждановой, постановление странное и непоследовательное. "Может быть, правительство пытается изобразить активность перед вступлением в ВТО, - предполагает Жданова. - Пошлины снизят с 20% до 15% , но самолеты не станут более доступны. Если же уменьшение будет значительным, правительство просто убьет остатки отечественной промышленности". В то же время Александр Савостьянов признал, что российские авиапроизводители заинтересованы в снижении пошлин на оборудование и агрегаты, которые не производятся в России, но устанавливаются на отечественные самолеты.
|