Становление «амира»
Абу-Валид аль-Хамиди, или как его называют подчиненные, Абул-Валид аль-Ансари, родился на родине Пророка – Королевстве Саудовская Аравия, по неподтвержденным данным, осенью 1967 года в городе Наджран, расположенном на юге страны, неподалеку от границы с Йеменом. Начальный этап биографии Абу-Валида - почти сплошное «белое пятно». Что же произошло далее, нам удалось выяснить, полагаясь на компетентные источники одной из стран Ближнего Востока (правда, другими не подтвержденные). По их сведениям, армейскую службу молодой Абу-Валид проходил в рядах элитной Национальной гвардии. Окончив курсы минеров, он был направлен на защиту интересов королевства на юг. Тогда там находились опорные базы Армии освобождения Йемена – исламской оппозиции просоветскому режиму НДРЙ. Оттуда с помощью Национальной гвардии и Службы общей разведки Эр-Рияда проводились диверсионные акции против Адена, перебрасывалось оружие и религиозная литература. Сначала Абу-Валид лишь готовил боевиков, однако чуть позже, в 1989 году несколько раз принимал личное участие в операциях на территории противника.
В этот период Абу-Валид приобрел не только богатый опыт диверсионно-подрывной деятельности, но и ценные связи в исламистких кругах, а также спецслужбах собственной страны, США и Великобритании. В дальнейшем многие «подопечные» Абу-Валида станут героями афганской войны, а уже в 90-х годах некоторые из них объявятся на Кавказе. Так что знакомства, приобретенные в конце 80-х, пригодились Абу-Валиду в 90-х.
Отличившись во время службы на йеменской границе, он поступил в Академию Национальной гвардии. По ее окончании, наш герой какое-то время провел в Восточной провинции и затем, по заданию Службы общей разведки, отбыл в свою первую зарубежную командировку в... Анголу. Далее его следы теряются до тех пор, когда Абу-Валид неожиданно появляется в Чечне в конце 1995 года.
Именем «братьев»
Здесь на Кавказе, Абу-Валид предстает уже в совершенно новом качестве – специального посланника "Особой организации" ("Аль-Танзим аль-Хац") международной «Ассоциации мусульманских братьев». Однако о его связях с этой могущественной, трансконтинентальной структурой долгое время было известно лишь узкому кругу соратников. Уже обосновавшиеся в Чечне арабские моджахеды радушно принимают своего соплеменника, и только некоторым их лидерам, в частности Хаттабу и Мохаммаду Фатхи, известна истинная цель его приезда. Вскоре после этого аль-Хамиди становится одним из ближайших помощников «Черного араба», а затем его первым заместителем. Именно он курирует вопросы создания и управления тренировочными лагерями в Чечне. Кроме того, Абу-Валид принимает личное участие в подготовке и командовании диверсионно-подрывными операциями на Кавказе и других регионах России. В апреле 1996 года он вместе с Хаттабом готовит засаду на колонну 245-го мотострелкового полка в Аргунском ущелье (83 солдата погибли, 63 получили ранения). Спустя три года Абу-Валид всего лишь в звании подполковника становится одной из ключевых фигур в разработке дагестанской кампании. Почти одновременно, по данным ФСБ, он совместно с «Черным арабом» готовит взрывы в Москве и Волгодонске. В апреле 2000-го аль-Хамидируководит атакой на 51-й парашютно-десантный полк Тульской дивизии ВДВ (15 солдат погибли и 6 были ранены), а осенью того же года готовит теракты в российских городах с использованием бактериологического оружия (они были предотвращены спецслужбами). Прошлым летом саудовец «отличился» в Астрахани (7 погибших свыше 50 раненых), а самой «громкой» его акцией в текущем году стал майский взрыв в Каспийске, унесший жизни более 40 человек.
Кавказский Олимп
Все это время Абу-Валид не только информировал «Особуюорганизацию» и Всемирное руководство ("Аль-Киада аль-Аама") «Ассоциации о проделанной «работе». В соответствии с их указаниями он незаметно направлял деятельность ваххабитских лидеров (в том числе арабских), чему способствовала его особая роль в распределении поступающих из-за границы финансовых средств.
К середине 2000-го ситуация в Чечне и вокруг нее изменилась, ипоменялись цели и методы «Ассоциации» иее союзников на Северном Кавказе. Хаттаб этого не понял, продолжая вести себя точно также как в середине 90-х, и как следствие полномочия Абу-Валида были расширены еще больше. Осенью 2000 года началась эвакуация из Чечни части «чеченских арабов» в Закавказье, Центральную Азию и на Ближний Восток. За ее обеспечение перед «Ассоциацией» отвечал лично Абу-Валид. Одновременно он курировал создание разветвленной и тщательной законспирированной ваххабитской сети, охватывающей почти всю Южную Россию, а также некоторые ее центральные и восточные регионы. В результате позиции Абу-Валида в среде бандформирований заметно окрепли, после чего он попытался полностью отстранить Хаттаба от распределения спонсорских средств. Однако трения между ними так и не вылились в открытый конфликт. Как известно в марте «Черный араб» был ликвидирован. Его место занял дальновидный саудовец.
Кстати, в последние годы представители федеральной власти, а также сами чеченцы не раз с уверенностью заявляли и о гибели самого аль-Хамиди (в апреле и июле 2000; в сентябре 2001; в мае и июне с.г.). Однако, как сообщил несколько недель назад начальник УФСБ Чечни генерал-лейтенант Сергей Бабкин: «Абу-Валид до сих пор находится здесь». Он также добавил, что в последнее время «в ходе спецопераций мы уничтожили трех влиятельных полевых командиров из окружения Абу-Уалида». Из других же источников известно, что в ноябре прошлого года были ликвидированы и все телохранители ваххабитского лидера.
Контакты
Как заявил год назад помощник президента Сергей Ястржембский, из всех «чеченских арабов», лишь пятеро были лично знакомы с Осамой бин-Ладеном. Сегодня в живых остался только Абу-Валид. Однако этим его связи в международных исламистских кругах не ограничиваются. Согласно нашим источникам в Аммане, наиболее часто аль-Хамиди контактирует со следующими зарубежными деятелями: находящийся в Грузии палестинский шейх Абу-Амар; один из лидеров ливанской ваххабитской группировки "Усбат аль-Ансар" Абу-Махджан, проживающий в лагере беженцев Айн аль-Хилуэ; шейх Юнис Катиба (Катиба аль-Худани), осуществляющий связь Абу-Уалида с исламистскими структурами ОАЭ, Катара и Саудовской Аравии; представитель «Особой организации» «Мусульманских братьев» в Грузии иорданец Абу-Хафс; ливанец Абу-Саиб (Бильаль Х’азаль), проживающий в Австралии и поддерживающий связи с ваххабитами в Пакистане и Афганистане; Абу-Хаджар, курсирующий между Азербайджаном и княжествами Персидского залива (в прошлом отвечал за внешние связи Хаттаба). Кроме того, по сведениям кувейтских СМИ, в ходе двух последних поездок в страны Персидского Залива Абу-Валид встречался с афганским узбеком Ходжи Джамшидом. Последний с 70-х годов проживает в Саудовской Аравии, а в 90-х не раз выполнял деликатные поручения Службы общей разведки королевства, в частности по оказанию финансовой помощи некоторым лидерам Объединенной таджикской оппозиции (ОТО).
Кстати, активисты исламистской группировки «Аль-Уада» осужденные в прошлом месяце в Египте, признались на допросах, что собирали пожертвования на нужды Абу-Валида.
Версия 28.10.02
|