"Норд-Ост" навсегда связал Америку и Россию. Связал страшным образом. Американец Сэнди Алан Букер, выживший в 1995 году после теракта в родном Оклахома-Сити, приехал в Москву. Чтобы вернуться в Америку вместе со своей будущей женой Светланой Губаревой и ее 13-летней дочерью Сашей Литягой. Которые, в свою очередь, прилетели в столицу России из Казахстана. На мюзикл они попали почти случайно. Решили завершить удачный день - получены документы на выезд в Штаты - столь же удачным вечером.
За эти дни мы выслушали много историй о людях, которым повезло - застряли в "пробке" и опоздали на мюзикл, в последний момент сдали билеты или просто не смогли созвониться с друзьями и решили не ходить на "Норд-Ост". Эта история - другая.
Американец Сэнди Алан Букер и жительница Казахстана Светлана Губарева познакомились через Интернет. Ему - 49, ей - 45, он - электрик на "Дженерал моторс", она - инженер-компьютерщик на одном из карагандинских заводов, он разведен, она разошлась с мужем. Семь месяцев они каждый день переписывались - и решили пожениться. Дальше были планы совместной жизни, обсуждение мелочей - все складывалось счастливо. Сэнди приехал в Москву, чтобы навсегда увезти будущую жену и приемную дочь в Оклахому.
23 октября Светлана наконец-то получила документы на выезд в США.
- Для нас это был очень светлый и радостный день, - рассказывает Светлана. - Настроение было приподнятое, и мы вместе с Сашей и Сэнди решили как-то развлечься, взяли билеты на "Норд-Ост". Никаких предчувствий у меня не было...
- Это ужас! Ужас! И ведь там мог оказаться кто угодно, например вы или она, - Светлана кивает в сторону какой-то женщины, проходившей мимо. В руках у нее фотографии. - Вот это июньская фотография, мы с Сашей приехали в Москву, чтобы увидеться с Сэнди. Мы тогда много гуляли , ходили в Кремль, вот на этой фотографии мы у колокольни Ивана Великого. А здесь, - протягивает карточку Света, - Сэнди в казахском национальном головном уборе.
На фотографиях благополучная семья - здоровяк Сэнди (у него "черный пояс" по дзюдо) улыбается в объектив, Светлана, приобняв Сашу, просто светится счастьем...
Мовсар Бараев со своими отморозками лишил ее всего. Самый счастливый день в жизни Светланы стал для нее самым черным днем. Сегодня вместо приготовлений к свадьбе и отъезду в Америку Светлана хоронит на Троекуровском кладбище дочь. У Светланы уже нет сил плакать. Она лишь устало повторяет: "Что они с нами сделали?"
- Я только что была в американском посольстве, разговаривала по телефону с его мамой. Отца у него нет, он умер. Мама Сэнди в таком шоке, я даже не знала, как с ней говорить, что говорить...
77-летняя Джин Букер не знала, что ее сын в Москве. Не знали и брат с сестрой. Сейчас вся семья собралась в Оклахоме, в доме сестры Сэнди - Бони Гелбрэйт. Они пересматривают фотографии Сэнди, среди которых и снимки, сделанные в России. Джин Букер вспоминает, что у ее сына было отличное чувство юмора: "Он всегда, в любой ситуации мог развеселить людей". Брат Рик говорит корреспонденту местной газеты The Oklahoman, что "Сэнди тот человек, на которого всегда можно было положиться". В Москву Джин не приедет - силы уже не те, да и хоронить сына будут на родине. Через несколько дней у себя в Оклахоме Джин Букер, ее второй сын Рик Букер и дочь Бони увидятся с несостоявшейся невесткой - после похорон Саши Светлане предстоит хоронить Сэнди. С пятницы семью Сэнди Букера мучают местные журналисты - он оказался одним из двух граждан США, попавших в заложники. Как только стало известно о его гибели, родственники Сэнди попросили не беспокоить их хотя бы на время...
Про Сэнди Букера говорили, что он родился в рубашке. Только чудо спасло его от гибели, когда 19 апреля 1995 года террорист Тимоти Маквей взорвал у здания федеральной администрации Оклахома-Сити автомобиль, начиненный взрывчаткой. Тогда погибли 168 человек.
Сэнди погиб в Москве, куда приехал за своей невестой. Судьба.
Пока российские политики спорят, стоит ли поддерживать американцев в их антииракской операции, а западные не могут решить, рассматривать ли чеченских террористов как часть всемирной оси зла или по-прежнему именовать их партизанами, простые люди - оклахомский американец и белорусская девочка из Казахстана - стали жертвами этого самого мирового терроризма.
Но Светлана мыслит в других категориях. Обычных. Человеческих.
- Я просто очень любила этого человека. Мне все равно было куда ехать - хоть в Америку, хоть куда. Похороню Сэнди - вернусь в Караганду. В Америке мне теперь нечего делать. Ведь Сэнди уже нет...
У их счастливой истории - ужасный конец. Через некоторое время Светлана останется одна. Со своими воспоминаниями, старыми фотографиями, на которых и Саша, и Сэнди улыбаются. А самой страшной в жизни фразой для нее будет: "Он мне поможет". На этих словах из мюзикла "Норд-Ост" террористы захватили зал.
Эхо Москвы в Оклахоме
В Оклахоме вот уже целую неделю идут проливные дожди. Обрушились они и на Мидвест-Сити, где находится большой завод "Дженерал моторс". В эти дни рабочие завода носят на рукавах красно-бело-синие ленты. В память об их коллеге Сэнди Алане Букере, погибшем во время захвата террористами "Норд-Оста" в Москве. Друзья характеризуют его как человека "консервативного и старомодного". По их словам, "Сэнди надеялся, что у русских женщин больше старомодных и консервативных идей, чем у американок".
Говорит приятель Сэнди Джерри Кинканнон: "Я сразу понял, что что-то неладно. Сообщали, что русские применили газ, и я надеялся, что Сэнди жив и находится в какой-нибудь больнице. Будь это в Англии, Франции или Италии, мы сразу узнали бы что и как. Когда узнаешь правду, пусть и горькую, наступает какая-то развязка". 29 октября в Мидвест-Сити пришло официальное уведомление от посольства США в Москве: труп Сэнди Алана Букера опознан.
В Оклахоме по-прежнему идут проливные дожди...
Мэлор СТУРУА, Миннеаполис, США
|