Столичному бензиновому рынку грозит передел. В результате борьбы московского правительства за качество моторного топлива, а также введения новой системы взимания акцизов с рынка постепенно исчезнут независимые трейдеры, доля которых сегодня оценивается в 30%. Цена вопроса - около 540 млн. долларов годового дохода. Именно за эти деньги сейчас борются крупнейшие российские нефтяные компании.
Большие и маленькие
Крупные нефтекомпании обратили внимание на независимых трейдеров около двух лет назад. Тогда «Славнефть» заключила соглашение с ассоциацией «Гранд», которая на тот момент владела сетью из 23 АЗС, «Татнефть» приобрела фирму «Сплав» (16 АЗС), а ЮКОС оформил отношения с компанией «Юг-Ойл» (12 АЗС).
Сейчас столичный топливный рынок выглядит следующим образом. Самым крупным игроком здесь считается ТНК, в распоряжении которой находится 180 АЗС, в том числе 23 собственных, ежемесячная реализация бензина составляет 100 тыс. тонн, а доля на рынке оценивается в 20--25%. Далее следует «Славнефть» с 119 АЗС (46 собственных), объемом реализации 50 тыс. тонн и долей на рынке в 10--15%. Схожие объемы нефтепродуктов продает в Москве и «Сибнефть», однако ее сеть пока оставляет желать лучшего - 80 АЗС (25 собственных). Аналогичная доля на рынке закреплена и за Московской топливной компанией, в собственности которой находится 84 АЗС. Существенную долю рынка удерживает за собой и «ЛУКОЙЛ», несмотря на то что в начале года он продал «Сибнефти» 37% акций Московского НПЗ. В активе «ЛУКОЙЛа» - 130 АЗС (33 собственных), ежемесячная реализация - 30 тыс. тонн нефтепродуктов, доля на рынке - 7%.
Доли остальных компаний считать сложнее. Так, известно, что под вывеской ВР в Москве работает 36 АЗС, однако компания затрудняется оценить собственное присутствие на столичном рынке. Неплохая ситуация в ближайшее время может сложиться и у ЮКОСа. Сейчас его бензином торгуют около 20 заправок. Однако на этой неделе компания приобрела заправочную сеть «Гермес-Москва», в которую входит 15 АЗС.
Несмотря на утверждения компаний, что московский топливный рынок жестко поделен, по оценкам Московской топливной ассоциации, около 30% его участников - независимые трейдеры. Их годовой оборот оценивается примерно в 540 млн. долларов.
За чистоту бензина
Именно за эти миллионы между крупными нефтекомпаниями в следующем году может развернуться серьезная борьба. Аналитики уже сейчас говорят о том, что введение со следующего года новой ставки топливных акцизов (она увеличится на 45%) вынудит независимых трейдеров уйти с рынка. Если сейчас владельцы заправок платят налог на вмененный доход (в Москве он составляет 30 тыс. рублей в месяц), то с нового года они будут платить и НДС (20%), и налог с продаж (5%), и налог на прибыль (24%), что серьезно увеличит налоговую нагрузку.
Помимо этого, правительство Москвы всерьез озадачилось качеством продаваемого в столице бензина. Так, по словам источника ГАЗЕТЫ, знакомого с этой проблемой, большинство независимых трейдеров, стремясь снизить свои издержки, экономят на качестве топлива. Как следует из проекта постановления правительства Москвы, которое, правда, еще предстоит доработать, контроль за качеством продаваемого топлива будет ужесточаться. Кроме того, мэрия намерена ограничить строительство АЗС в жилой застройке, площади под новые заправки будут выдаваться на конкурсной основе. Учитывая это, независимые трейдеры подумывают о поиске крупных нефтяных покровителей.
СПРАВКА
По данным МТА, сейчас в Москве работают 670 АЗС. Объем реализации топлива в столице за 2001 год составил 4,2 млн. тонн. По области действуют около 800 заправок, на которых было продано 1,2 млн. тонн нефтепродуктов. В среднем ежемесячный объем реализации топлива по московскому региону - 450 тыс. тонн в месяц, что составляет примерно 130--150 млн. долларов в месяц, или 1,6--1,8 млрд. долларов в год.
|