В среду на заседании Госдумы фракция СПС будет инициировать вопрос о создании парламентской комиссии по расследованию обстоятельств теракта в Москве. Большинство депутатского корпуса вряд ли поддержит инициативу правых. По информации "Известий", для Кремля и лидеров центристских объединений предпочтительней другой вариант - президент создает государственную комиссию, в которую наряду со специалистами войдут и парламентарии. Так было после трагедии АПЛ "Курск".
Как ни цинично, но после каждого траура наступает "разбор полетов". Так было после взрывов домов в 1999-м, теракта на Пушкинской площади и гибели "Курска" в 2000-м. "Разбирать" случившееся по косточкам предпочитают не только профессионалы, но и политики. Они главные зачинщики того, чтобы "дать правовую и политическую оценку". В понедельник в 17:55 в Думу был официально внесен документ за № 3339 - постановление СПС о создании комиссии по расследованию обстоятельств теракта 23-26 октября.
В СПС объясняют свою инициативу тем, что хотят получить ответы на два вопроса: как попали в Москву десятки вооруженных до зубов террористов; адекватны ли были меры по спасению людей уже после штурма.
- Саму операцию мы расцениваем высоко. К спецназу у нас вопросов и претензий нет. Мы хотим знать, что было до теракта и случилось после него, - заявил "Известиям" зампред фракции СПС Борис Надеждин.
Первоначально эспээсовцам обещали свою поддержку "Яблоко", "Регионы России", "Нардеп" и другие. Однако во вторник на Совете Госдумы один из лидеров центристской четверки даже прислал представителю СПС записку: Борис, извини, но совет группы решил по-другому. По словам источника "Известий" в СПС, отыгрывать назад представители "Единой России" стали не по своей инициативе - это "не позиция Кремля, а позиция московских властей".
- Парламентская комиссия не нужна. У этого предложения нулевые шансы на поддержку. Создание такой комиссии будет напоминать комиссию по разгону облаков. Что, собственно говоря, они будут делать? Давать правовую оценку - не дело Думы. А чтобы давать политическую оценку, нужно обладать всей полнотой информации. Такой информации пока нет у депутатов. Нужно создавать госкомиссию, в которую войдут и депутаты, - заявил лидер "Регионов России" Олег Морозов.
Во вторник на Совете Госдумы председатель комитета по обороне Андрей Николаев первым озвучил идею госкомиссии. Известно, что на этот счет проведены консультации с администрацией президента. Если в среду Владимир Путин не выступит с такой инициативой, то Дума сама обратится к главе государства с предложением о госкомиссии. Правда, опыт "Курска" показал, что такого рода структуры нужны власти не столько для расследования всех обстоятельств случившегося (а прокуратура тогда на что?), сколько как инструмент для подготовки определенного общественного мнения. В отличие от госчиновников и следователей депутаты из комиссий всякий раз охотно комментируют все детали обсуждений.
Отсутствие каких бы то ни было шансов в Думе не остановит правых от публичного педалирования темы теракта и его последствий. При СПС уже создана так называемая общественная комиссия, в которую (как надеются правые) будут обращаться заложники. Свою игру начали и другие политические силы. Не исключено, что предложат варианты постановлений "Яблоко" и ЛДПР. Во вторник на Совете Госдумы представитель первых заявил, что "не следует зауживать предмет", нужно говорить в том числе и о событиях в Чечне. Вторые же попросту считают, что нужно наказать тех депутатов, кто участвовал в переговорах с террористами.
- Политические игры удобны потому, что оттеняют другие важные вопросы. К примеру, такого рода: кто виноват в том, что заложников спасали машины "скорой помощи", подготовленные под огнестрельные ранения, а не под отравление газом? - заметил "Известиям" один из парламентариев.
Одновременно в Думе начали говорить и об изменениях в законы, обеспечивающие безопасность страны. Во вторник глава думского комитета по безопасности Александр Гуров заявил, что нужен новый закон "О национальной безопасности". Выяснилось, что действующий с 1992 года закон о безопасности устарел. К слову, в США аналогичный закон действует с 1944 года и, по признанию главы комитета по безопасности Совфеда Виктора Озерова, "более адаптирован к реалиям сегодняшнего дня". Попутно депутаты собираются расширить через поправки в закон "О оперативно-розыскной деятельности" права сотрудников милиции и спецслужб и увеличить бюджет силовых структур.
|