Первые сюрпризы принесло вчера начавшееся расследование трагических событий на Дубровке. Прокуратура Москвы, которая официально ведет уголовное дело о захвате заложников, огласила промежуточные итоги своей работы -- и оказалось, что обнародованные поначалу спецслужбами сведения и цифры были как минимум непроверенными. Согласно новым данным, и уничтоженных при штурме здания ДК террористов, и захваченных живьем оказалось несколько меньше, чем полагали ранее.
Представители прокуратуры также заявили, что у следствия пока нет четкой информации и об оставшихся на свободе пособниках Бараева. Хотя руководители спецслужб вчера же продолжали заявлять, что объявленная еще в субботу операция по выявлению и ликвидации подпольной террористической сети в столичном регионе, с помощью которой группа Бараева совершила свой бросок в Москву, идет полным ходом. Так, глава МВД Борис Грызлов после очередного оперативного совещания заявил, что задержано уже несколько десятков человек, причастных к захвату заложников. «Органы внутренних дел принимают беспрецедентные действия по выявлению террористической сети», -- еще раз объявил вчера министр. Впрочем, и после этого представители прокуратуры Москвы продолжали стоять на своем. В беседе с корреспондентом газеты «Время новостей» они официально заявили, что на данный момент (вторник, 17.00) в рамках расследуемого уголовного дела о захвате заложников в ДК подшипникового завода обвинение пока не предъявлено ни одному человеку.
Блок достоверных сведений о ходе следствия, по скупым сообщениям прокуратуры Москвы, на данный момент выглядит так. В уголовном деле, возбужденном еще на прошлой неделе сразу после захвата ДК, фигурируют две статьи УК РФ -- терроризм и захват заложников. Вопрос о применении еще и статьи «убийство», судя по всему, прокурорами не решен. Погибшими от огнестрельных ранений за весь период кризиса на улице Мельникова, 7, в материалах следствия значатся 45 человек. Из них -- 41 террорист, застреленные при штурме, и три заложника (двое погибли в первые часы после захвата «бараевцами» здания ДК и один -- в ночь на субботу перед самым штурмом). Еще один погибший числится пока неопознанным, и в какой список его отнести -- преступников или пострадавших, -- следователи не решили. Сведения же о точном количестве людей, попавших в заложники, пока уточняются. Что касается задержанных по подозрению в совершении преступления в рамках этого уголовного дела, то, по заявлению прокуратуры, таковых пока только двое. Причем задержаны они были отнюдь не в субботу, а «в последние сутки». При этом представители прокуратуры категорически опровергли появившиеся ранее сведения о поимке сотрудника милиции, который все дни, пока бандиты удерживали зрителей «Норд-Оста», по мобильному телефону якобы предупреждал Бараева о происходящем вокруг здания ДК. От каких-либо комментариев и разъяснений всего этого в прокуратуре отказались, в результате чего возник целый ряд вопросов и чисто гипотетических выводов, никем пока не подтвержденных.
Так, судя по «выкладкам» следствия, оказывается, что собственно во время штурма никого из бандитов живым взять не удалось. Объяснений такому повороту может быть два. Либо с показанными на видеосъемке штурма «задержанными бандитами» спецслужбы решили начать оперативную игру и пока их не раскрывают, либо, что с житейской точки зрения более вероятно, изначально произошла просто ошибка. И поначалу спецназовцы приняли за террористов некоторых из заложников, что, кстати, в интервью СМИ многие из находившихся в ДК людей подтвердили (в частности, известно, что часть артистов мюзикла в момент захвата была одета в камуфляж). Что же касается выявленных «нескольких десятков» человек, которых спецслужбы подозревают в пособничестве террористам, то, по неофициальным данным, речь идет о проверке лиц, пришедших на последний спектакль «Норд-Оста» в качестве зрителей. По нашим данным, оперативники полагают, что под видом заложников в зале могло находиться до двух десятков членов отряда Бараева, которые себя никак не проявляли и, возможно, должны были «вступить в дело» лишь позднее. Сыщики при этом признали, что к некоторым из освобожденных и пока находящихся в больницах заложникам у них действительно есть вопросы.
|