Ее называют украинской Жанной д'Арк, Робеспьером в юбке, а последователи величают "леди Ю" (по аналогии с принцессой Дианой, "леди Ди"). Она одна из активнейших организаторов антикучмовской кампании "Восстань, Украина!".
Тимошенко -- ярая сторонница рыночной экономики, но ее партия носит название "Батькiвщина" ("Родина"), что больше подошло бы какому-нибудь патриотическому движению; она укладывает косу вокруг головы на манер Леси Украинки и наибольшей популярностью пользуется в традиционно националистических западных областях страны. Противоречие? Нет. Просто в ней прекрасно уживаются праволиберальные взгляды с патриотической мечтой об экономически сильной и независимой Украине.
Полезное знакомство
Юлия Владимировна Григян родилась 27 ноября 1960 года в Днепропетровске. Она не очень любит вспоминать о своем детстве. Известно, что она воспитывалась без отца, а на одну зарплату матери слишком не разживешься. По окончании школы Юля поступила на экономический факультет Днепропетровского университета, где занималась экономикой труда и даже стала потом кандидатом экономических наук.
В 1978 году, как рассказала сама Юлия Владимировна в одном телеинтервью, произошел случай, который изменил ее жизнь. Как-то по телефону позвонил незнакомый парень -- просто ошибся номером. Молодые люди разговорились, условились о встрече. И сразу понравились друг другу.
Забегая вперед, скажем, что Тимошенко всегда пользовалась успехом у мужчин. И это часто помогало ей в жизни. Так, в 1995 году она как президент корпорации "Единые энергетические системы Украины" (ЕЭСУ) явилась на прием к могущественному главе "Газпрома" Рему Вяхиреву договариваться о погашении миллиардных долгов перед Россией. Она так вспоминала об этой встрече: "Когда я к нему пришла и рассказала, как Украина может с ним рассчитаться, как это будет сделано и в какие сроки, он так долго веселился, хохотал и так долго потом рассказывал об этом всему своему окружению. И в 1995 году я приступила к решению вопроса по той схеме, о которой рассказала ему, а уже к концу 1995 года проблема была решена". На самом деле, как утверждают специалисты, в 1995 году погашение долга провели малоликвидными облигациями. Похоже, тогда сыграло роль женское обаяние Тимошенко. Не зря же она "пришла в короткой юбке, в ботфортах".
Та же история повторилась в 2000 году, когда Тимошенко, тогда вице-премьер с ответственностью за топливно-энергетический комплекс, отправилась в Туркменистан, чтобы реструктурировать украинский долг и обсудить поставки газа из Туркмении на Украину. Туркмения давно настаивала на погашении всего долга -- $343,8 млн. Украина могла предложить только бартер: продовольствие, металл, автомобили, медикаменты и т.д.
"Такая хрупкая женщина, а руководит таким тяжелым комплексом", -- с улыбкой встретил туркменбаши украинскую гостью. Тимошенко хватило двух часов, чтобы не только убедить Ниязова отложить выплату долгов на два года, но и договориться о новых поставках.
Но вернемся в 1978 год. Телефонное знакомство оказалось судьбоносным. Выяснилось, что Саша, тоже студент университета, -- сын влиятельного днепропетровского чиновника Геннадия Афанасьевича Тимошенко, к моменту распада СССР "доросшего" до должности председателя Кировского райисполкома города Днепропетровска. Осведомленные люди всегда считали именно Геннадия Тимошенко настоящим главой семейного бизнеса, в частности основанной в 1994 году корпорации "Единые энергетические системы Украины". Геннадий Афанасьевич дал стартовый капитал сыну и невестке, когда они только начинали свой путь в предпринимательстве.
Впрочем, в 1978 году до этого было далеко. Саша и Юля поженились, а через год у молодой супружеской четы родилась дочь Женя.
Газовая принцесса
В 1984 году Юлия Тимошенко окончила университет. Инженер-экономист на Днепропетровском машиностроительном заводе им. В.И. Ленина -- работа не очень интересная и тем более не денежная. В 1989 году, когда кооперативное движение уже набирало силу, Юлия решила попробовать себя в бизнесе. Тогда были в моде центры научно-технического творчества молодежи. В них сделали стартовый капитал многие российские олигархи. Как теперь выясняется, и украинские тоже. Одолжив деньги у родителей, Тимошенко вместе с мужем открыла Днепропетровский молодежный центр "Терминал". Начинали, по словам Юлии Владимировны, с пяти тысяч рублей. Занимались продажей и прокатом видеокассет, привозили в Днепропетровск московские группы. Кстати, здесь тоже помог свекор, который одно время руководил областным кинопрокатом. А вот Александр Тимошенко не слишком интересовался бизнесом (и все дела вели его жена и отец). Юлия Тимошенко давно с ним не живет. А их 20-летняя дочь учится в Англии.
В начале 90-х семья Тимошенко создает корпорацию "Украинский бензин" (КУБ). Юлия Владимировна занимает пост сначала коммерческого, а затем генерального директора КУБ. В 1992 году КУБ превратился в монополиста по обеспечению АПК Днепропетровщины нефтепродуктами. Настала пора завоевывать всеукраинский рынок.
И тут состоялось знакомство Юлии Тимошенко с губернатором Днепропетровской области Павлом Лазаренко. Когда в 1996 году Лазаренко стал премьером, начался настоящий расцвет ЕЭСУ, преемницы КУБ. К 1997 году ЕЭСУ превратилась в крупнейшего импортера российского газа. В момент своего наивысшего могущества (1995--1997) корпорация ЕЭСУ имела годовой оборот $10 млрд., владела 35 газетами, несколькими радиостанциями и информационными агентствами, покровительствовала футбольным командам, модельному и шоу-бизнесу. В честь Тимошенко называли духи и коллекции одежды. Тогда же, в 1997-м, она впервые стала членом парламента.
Летом 1997 года, после отставки Лазаренко, в жизни "Единых энергосистем" наступают тяжелые времена: фирму лишают 26% акций Харцызского трубного завода, а на ее руководство "вешают" долг перед "Укргазпромом", составлявший $42 млн. По решению налоговиков были арестованы счета корпорации, а высший арбитражный суд постановил взыскать с ЕЭСУ громадный, почти в 1,5 млрд. гривен (более $300 млн.), штраф за нарушение валютного законодательства.
Но Юлия Тимошенко была благодарна своему покровителю. Так что и после его отставки "газовая принцесса", как прозвали Тимошенко, осталась ему верна. Перейдя в оппозицию к президенту Кучме, она тем не менее отказалась от лидерства в малоизвестной, но уже набиравшей силу партии "Громада", возглавляемой одним из близких друзей семьи Тимошенко, Александром Турчиновым, уступив это место Лазаренко.
Но потом что-то в их отношениях с Лазаренко надломилось. Очевидно, Юлия Владимировна почувствовала, что опального премьера не интересует ничего, кроме собственного обогащения.
Гроза олигархов
Она решила помириться с президентом. И в декабре 1998 года попала на прием к Кучме. Встреча эта имела далеко идущие последствия. В начале 1999 года Юлия Тимошенко со товарищи вышла из парламентской фракции "Громада", что привело в последующем к ее ликвидации, и создала фракцию, а затем и партию с патриотическим названием "Батькiвщина". Тем самым она вызвала раскол в стане Лазаренко, а ее "Батькiвщина" помогла сформировать пропрезидентское большинство в Верховной раде. Но главное, как считают осведомленные источники, что позволило ей стать нужной Кучме,-- это компромат на Лазаренко, которому она могла в любой момент дать ход.
Весной 1999 года Леонид Кучма еще отнюдь не был уверен в своей победе на осенних президентских выборах. От него отвернулись многие бывшие соратники, а Тимошенко протянула президенту руку помощи. Поэтому Кучма легко согласился, когда новый премьер-министр Виктор Ющенко предложил на пост вице-премьера по топливно-энергетическому комплексу именно Юлию Тимошенко.
Прежде всего вице-премьер взялась за нефть. На Украине ведь ее тоже добывают, хотя и немного. А распределял ее тогда президент, выделяя соответствующие квоты, поскольку продавалась она особо приближенным олигархам по $50 за тонну. И эти доверенные олигархи перепродавали ее потом по рыночной цене, а в бюджет даже эти $50 платить не хотели. "Через несколько месяцев, через колоссальное противодействие, я вообще не помню, когда я в своей жизни преодолевала такой вал противодействия, мы ввели аукционы нефти, причем открытые, четкие, честные. И нефть подорожала в четыре раза",-- рассказывает Юлия Тимошенко.
5 мая 2000 года по инициативе Тимошенко вышло постановление правительства, запрещавшее неденежные формы расчетов на энергорынке, а в июне был принят закон, регламентирующий деятельность энергораспределяющих предприятий, окончательно положивший конец бартерным и вексельным операциям в украинской энергетике.
Естественно, в ходе таких масштабных реформ вице-премьер наступила на ногу многим олигархам. Первой жертвой неистовой Тимошенко стал председатель национальной акционерной компании "Нефтегаз Украины" Игорь Бакай. В январе 2000 года Юлия Тимошенко уже в ранге вице-премьера посетила Москву и в ходе переговоров с российским руководством признала дополнительный долг Украины перед Россией в размере более $2 млрд. Одновременно она признала, что Украина воровала российский газ. Обвинив в сложившейся ситуации национальную акционерную компанию "Нефтегаз Украины".
Бакай пытался спорить, доказывал, что долг "Газпрому" на порядок меньше, чем тот, о котором говорят Москва и Тимошенко. Но его мало кто слушал. И в конце марта 2000 года он подал в отставку.
А между тем она, развивая успех, атаковала остальных олигархов. В июне был уволен с поста и.о. председателя "Нефтегаза" ближайший соратник Бакая Игорь Диденко. В мае отправлен в отставку министр топлива и энергетики Сергей Тулуб. Первые два увольнения больно били по еще одному олигарху -- ближайшему другу президента Александру Волкову. Отставка Тулуба подрывала позиции Григория Суркиса и Виктора Медведчука, еще одного мощного политико-предпринимательского "клана", который базировал свою мощь на акциях энергетических предприятий.
Но последней каплей стало для энергетических олигархов намерение Тимошенко реформировать угольную отрасль -- перераспределить сферы влияния в угольной промышленности в пользу государства. Под ударом оказался могущественный донецкий клан. И ответный удар не заставил себя ждать.
Расправа
Впрочем, Кучму уже давно пугала активность вице-премьера, к тому же на него давили олигархи. Так что уже в середине апреля Леонид Кучма поручил премьеру "определить целесообразность наличия в правительстве должности вице-премьера по вопросам энергетической политики". Через день президент вспомнил о "серьезных нарушениях, выявленных в деятельности ЕЭСУ", и потребовал вернуть государству "украденные" у него корпорацией 1,4 млрд. гривен (около $300 млн.). Однако за Тимошенко вступился Ющенко, и Кучма был вынужден отступить.
Но в конце лета президентские любимчики, как их назвала сама Тимошенко, взбунтовались окончательно. 18 августа генпрокуратура возбудила уголовное дело против заместителя гендиректора ЕЭСУ Валерия Фальковича и члена правления Александра Тимошенко, мужа вице-премьера, "за хищение государственного имущества в особо крупных размерах". Оба в тот же день были взяты под стражу. Их выпустили только 9 августа 2001 года. Вице-премьер расценила арест мужа как "политическую расправу над ней" и попытку развалить правительство Виктора Ющенко.
Именно в этот момент и всплыло известное "дело Гонгадзе". Разразился страшный скандал. Фракция "Батькiвщина" вышла из пропрезидентского большинства в парламенте, и оппозиция развернула широкомасштабную акцию "Украина без Кучмы".
Сторонники президента все более откровенно стали утверждать, что за "кассетным скандалом" стоит вице-премьер.
5 января генпрокуратура возбудила против Тимошенко сразу два уголовных дела: по обвинению в контрабанде природного газа на $450 млн. и в уклонении от уплаты налогов на сумму $149 тыс. Оба эпизода относятся ко времени ее работы в корпорации ЕЭСУ, то есть к периоду пятилетней давности
10 января генпрокурор Украины Михаил Потебенько дал пресс-конференцию, где заявил, что "кассетный скандал", как и акция "Украина без Кучмы", -- провокация украинских олигархов, которые таким образом пытались уйти от ответственности и добиться закрытия уголовных дел против них. Все легко прочитали намек. Через неделю президент Кучма уволил Юлию Тимошенко, тем самым косвенно подтвердив намеки генпрокурора.
Однако дело, начатое Тимошенко, продолжало развиваться. 19 января 2001 года, в день увольнения вице-премьера, правительство одобрило программу реформирования угольной отрасли, подготовленную Юлией Тимошенко.
13 февраля Тимошенко была арестована и провела полтора месяца в одиночке Лукьяновской тюрьмы. И хотя она давно готовилась к такому развитию событий, все равно испытала шок. "Я захожу в камеру, и дверь за мной захлопывается, и тут же гаснет свет. Я даже шагу не успеваю ступить. Я села на сумку, с которой пришла, и просидела так полчаса, пока они не включили свет. На самом деле я просто шаг боялась ступить, потому что, когда входила, не успела даже рассмотреть эту камеру. Окно занавешено большим металлическим листом. Очень грязная. Я сразу попросила своего адвоката принести мне резиновые перчатки и тряпку и отдраила полы и стены и особенно отхожее место" -- так описывала свое пребывание в тюрьме Тимошенко в одном интервью.
Говоря шершавым языком протокола, к узнице применяли меры психологического воздействия. Сначала ей не давали свиданий, а потом вдруг позволили встретиться с дочерью, которая специально прилетела из Англии. Но, как выяснилось, сделали это только для того, чтобы дочь допросить. В заключении у Тимошенко обострилась язвенная болезнь, так что "досиживала" она свой срок в больнице.
В дальнейшем суд то прекращал дело, то вновь открывал. В марте 2002-го Тимошенко снова стала парламентарием, получив депутатскую неприкосновенность. Но власти не прекращают охоту на опального политика. Так, летом этого года генпрокуратура Украины начала разбирательство в отношении свекра Тимошенко, ныне возглавляющего ЕЭСУ. А 2 августа 2002 года вновь было возбуждено два уголовных дела в отношении самой Тимошенко.
Но она теперь точно знает, как вести себя в тюрьме.
Хотите быть президентом?
Сегодня Тимошенко -- один из самых популярных украинских политиков. Когда 22 января нынешнего года она выступала во Львове на Дне соборности -- 84-й годовщине воссоединения Восточной и Западной Украины, в зале яблоку было негде упасть. Почти две тысячи человек, которые пришли на встречу, забили все проходы или толпились на улице, не имея возможности пробиться в зал. Ее слушали не перебивая. Только иногда зал взрывался овацией. Когда присутствовавшие запели "Многая лета", Тимошенко даже прослезилась.
"Хотите быть президентом Украины?" -- как-то спросил Тимошенко один знакомый журналист. "Я таких заявлений не делала", -- ответила она, но из разговора было все же понятно, что амбиций у лидера "Батькiвщины" хватает.
Однако Тимошенко понимает, что ее время еще не пришло. Праволиберальные идеи еще долго не смогут прижиться в замороженной социализмом стране. Да и женщину-президента на постсоветском пространстве пока может проглотить только "продвинутая" Прибалтика.
|